Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по вопросам миграции в регионе Средиземноморья

Г-н Председатель,

Благодарим представителей Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев и Международной организации по миграции за их оценки положения дел с мигрантами, беженцами и лицами, пытающимся в поисках убежища пересечь Средиземное море.

Мы запросили сегодняшнее заседание, ознакомившись с докладом Генсекретаря ООН о выполнении резолюции 2652 с августа 2022 года по июль 2023 года. Из него следует, что в Средиземном море при попытке достигнуть европейского берега погибло 3111 чел. В этом году рост числа случаев гибели людей на море составил 77% по сравнению с предыдущим периодом. Фактически за год число жертв увеличилось в два раза. Общее число погибших или пропавших без вести на море за последние шесть лет превышает 23 тыс. человек. Речь идет о мигрантах, беженцах, а также людях, ищущих убежище, в том числе женщинах и детях, защита которых прямо предусмотрена по международному праву. Крайне неприглядная картина.

Констатируем, что год за годом Средиземное море остается самым опасным миграционным маршрутом с самым высоким уровнем смертности и становится для многих отчаявшихся людей смертельной ловушкой.

Только за этот год произошли ужасные трагедии у берегов Греции, где 14 июня погибло 78 человек и около 750 человек пропало без вести, и у берегов Италии, где 28 февраля 2023 года погиб 81 мигрант, включая 33 детей. Очевидно, что механизм, предусмотренный резолюцией 2240 и последущими резолюциями СБ, не срабатывает или как минимум работает крайне неэффективно. Возникает закономерный вопрос: зачем нужна эта резолюция, если Евросоюз не в состоянии должным образом выполнять возложенные на него по его же просьбе функции?

Очевидно, что упомянутых трегедий не случилось бы в случае своевременного оказания терпящим бедствие на море помощи, как того требует и международное право, и простая гуманность.

Однако в большинстве случаев спасение тонущих отнюдь не является приоритетом. Более того, зачастую страны-члены Евросоюза не только не предпринимают меры по спасению судна, но и фактически запрещают каким-либо другим судам прийти на помощь терпящим бедствие. Тем же, кто это все-таки делает, грозит уголовное преследование. Этих людей могут обвинить в торговле людьми. Кроме того, как следует из доклада Генсекретаря, некоторые суда стран ЕС намеренно стараются «выпихнуть» терпящее бедствие судно за пределы своей юрисдикции, обрекая людей на мучительную гибель. Одним словом делают все, чтобы по выражению г-на Борреля, защитить свой «цветущий сад» от гостей из джунглей.

Хотели бы задать прямой вопрос европейским коллегам – проводят ли они в принципе должное расследование случаев неоказания помощи со стороны европейских пограничных служб терпящим бедствие мигрантам? Готовы ли они поделиться с остальными членами СБ этой информацией?

Г-н Председатель,

Несмотря на заверения европейских коллег, очевидно, что деятельность европейских структур, которые используют мандат резолюции 2240 по противодействию незаконной перевозке мигрантов и торговле людьми, не приносит ощутимых результатов с точки зрения пресечения незаконной деятельности контрабандистов. Как следует из доклада, большинство преступников избегают арестов, в том числе используя коррупционные схемы. Эта преступная деятельность продолжает процветать.

Возникает также вопрос какие меры по спасению людей на море, принимают страны ЕС в рамках операции «Ирини», если, согласно докладу, подавляющее большинство мигрантов и беженцев на море было спасено или перехвачено другими силами и структурами, о которых ничего не известно? Напоминаем, что проведение силовых операций в открытом море санкционировано резолюцией СБ и члены Совета должны получать исчерпывающую информацию об их результатах. Доклад Генсекретаря не дает представления об этом. При этом, судя по всему власти ЕС интерпретируют резолюцию 2240 исключительно как «индульгенцию» для жестокого пресечения нелегальных миграицонных потоков.

Более того, как следует из анонсированного недавно плана Евросоюза, речь идет об усилении и расширении сферы деятельности т.н. морских операций в Средиземноморье, которую журналисты и правозащиники уже назвали «морской блокадой». Такое впечатление, что Евросоюз ведет необъявленную войну с мигрантами, которые погибают из-за отсутствия безопасных альтернативных путей. Как это соотносится с резолюцией 2240?

Даже те немногие мигранты и беженцы, кому посчатливилось безопасно достичь европейских берегов, сталкиваются с грубым и бесчеловечным обращением, задержаниями, депоратацией, не взирая ни на какие обстоятельств и статус.

Напомним, что оказание помощи мигрантам, беженцам, соискателям убежища и лицам без гражданства на сегодняшний день является важным компонентом усилий, направленных на поддержание мира, безопасности и стабильности. Государствам-членам следует твердо придерживаться своих международных обязательств в отношении беженцев, внутренне перемещенных лиц и лиц без гражданства, вытекающих из положений Конвенции о статусе беженцев 1951 года и Протокола к ней 1967 года.

Тем более, что массовый исход людей из региона Ближнего Востока и Северной Африки в Европу является следствием безответственного и бездумного вмешательства стран Запада, включая страны Евросоюза, во внутренние дела суверенных государств с целью их дестабилизации и насильственной смены неугодных правительств. Эти страны несут основную ответственность за последствия.

Однако пока Евросоюз по сути занимается миграционными сюжетами только в отношении украинцев. На аналогичный уровень солидарности, да и в целом человеческого отношения со стороны европейцев граждане из стран Северной Африки и Ближнего Востока рассчитывать, очевидно, не могут.

Брюсселю пора прекратить винить в смерти людей контрабандистов и взять на себя ответственность, а не ограничиваться выражением на словах сожаления в связи с гибелью очередной группы мигрантов и беженцев.

Благодарю за внимание.

Видео выступления