Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на неформальной встрече членов СБ ООН по «формуле Арриа» по теме насильственного изъятия детей и их незаконной эксплуатации

Вступительное слово:

Уважаемые коллеги,

Приветствуем Вас на встрече членов Совета Безопасности ООН по «формуле Арриа», посвященной борьбе с насильственным изъятием детей и их эксплуатацией. 

После проведенной нами 5 апреля с.г. предыдущей аналогичной встречи, на которой мы рассказали о мерах, принимаемых Россией по спасению детей от последствий конфликта на Украине и преступлений киевского режима, к нам поступили многочисленные обращения о вопиющих нарушениях в отношении детей украинских беженцев в различных европейских странах. Речь шла прежде всего о случаях, когда детей разлучали с родителями или когда в Европе терялись следы переправленных из Украины детей-сирот. Мы не могли остаться безучастными к этой ситуации и постарались предать гласности ситуации тех мигрантов и беженцев, которые нас об этом просили. Число подобных обращений росло, обнажались всё новые и новые грани этой проблемы, которая требует внимания членов Совета. Поэтому мы и решили провести сегодняшнее заседание.

Понимаем, что эта тема крайне неудобна для наших западных коллег и в ответ мы, скорее всего услышим от них известный нарратив о якобы воровстве нами украинских детей и их «насильственном» перемещении на территорию России. И это при том, что речь идёт о спасении людей и детей, оказавшихся на территории, подвергающейся бомбардировкам ВСУ из поставляемого Западом оружия.

Необходимо отметить, что с момента начала СВО российские регионы приняли более пяти миллионов добровольно выехавших в нашу страну жителей Украины и республик Донбасса. Из них более 730 тысяч – дети. Подавляющее большинство этих детей прибыли вместе с родителями или другими родственниками. Только две тысячи из них – воспитанники детских домов ДНР и ЛНР, которые прибыли вместе с руководителями и воспитателями учреждений. Из них лишь 358 детей были устроены в семьи. Причем такое устройство происходило либо в форме временной предварительной опеки, либо в форме временного попечительства, то есть речь ни в коем случае не идёт об усыновлении. При этом мы неоднократно подчёркивали, что при появлении запросов от родственников этих детей, они будут им незамедлительно переданы.

Тем не менее, западные страны целенаправленно раздувают эту ситуацию и пытаются представить её в качестве проблемы. При этом, по сути, ситуация с перемещением украинских детей, в том числе несопровождаемых, не в Восточном направлении, а в Европу, и их размещение в приемных семьях там, остается без должного внимания со стороны западных коллег. По имеющимся оценкам среди украинских беженцев, прибывших туда в течение 2022-23 года, около двух миллионов составляют лица до 18 лет. По официальным данным Еврокомиссии более 23 тысяч из них – несопровождаемые дети. По собственному признанию еврочиновников точные цифры отсутствуют из-за несовершенства системы учета несовершеннолетних в европейских странах. Там не налажена система регистрации и оказания помощи этой категории лиц. Подобное положение дел, тем не менее, подается на Западе уже не как насильственное перемещение или депортация детей без согласия родителей, а как их спасение от ужасов войны.

Приведем лишь некоторые данные.

Известно, что еще 29 марта 2022 года испанским военным самолетом через территорию Польши были вывезены в Испанию 85 несовершеннолетних воспитанников Парасковиевской специальной общеобразовательной школы-интерната №40 Бахмутского (Артемовского) района ДНР, многие из которых имеют ограниченные умственные способности или инвалидность. 1 апреля 2022 г. дети были размещены в школе города Саламанка и взяты под «постоянное наблюдение» соцслужбами регионального правительства. После ряда посещений и бесед социальные работники зафиксировали отсутствие необходимого специализированного внимания к детям-инвалидам, а также неудовлетворительные условия их содержания и проживания. С сентября 2022 года опека над детьми осуществляется управлением социальных служб г.Вальядолид, куда они были переведены и распределены по разным профильным учреждениям, якобы для благополучия детей и лучшей организации их жизни. Какая-либо информация об этих детях сейчас отсутствует, их статус и перспективы также непонятны.

Ряд НПО, таких как «Dnipro Kids», «Save a Child» и «Magen David Adom UK» в марте 2022 года занялись вывозом украинских детей в Великобританию. Тогда только усилиями «Dnipro Kids» из 5 украинских детдомов были вывезены 56 сирот. Детей при этом сопровождали изначально заботившиеся о них сотрудники украинских соцучреждений, которые считаются местными властями их опекунами. Примечательно, что въезд проводился не по линии программы «Дома для украинцев», которая позволяет гражданам Украины въехать в Соединенное Королевство при наличии так называемых «спонсоров»-британцев, готовых разместить беженцев в своих домах, а предъявляет более строгие требования к въезду несовершеннолетних, фактически в индивидуальном режиме. Решение о выдаче виз принималось при участии лично Министра внутренних дел Великобритании.

По данным официальной статистики Португалии в стране по состоянию на июнь этого года зарегистрировано 14 249 детей со статусом «временная защита», из них 739 въехали без сопровождения.

В Бельгии выявлено 1043 несовершеннолетних украинского происхождения, въехавших без сопровождения. 111 из них относятся к категории малолетних (не достигли 11 лет). Формальное установление государственной опеки осуществлено в отношении 115 детей, остальных «приютили» родственники и знакомые, к которым их изначально и направляли родители. Строгий контроль за ними не ведется и не предполагается.

По данным Министерства труда и социальной политики Италии, по данным на конец 2022 года, из 5 042 детей, прибывших в страну без сопровождения, почти 83% (около 4 200 детей) были размещены в семьях, из них около 2 270 детей в неродственных семьях, а оставшиеся – в специализированных учреждениях.

Хотели бы поинтересоваться у указанных стран о судьбе въехавших к ним детей, особенно тех, кто прибыл без сопровождения родителей или законных представителей. Были бы также признательны за ответ на вопрос в чем принципиальное отличие между этими детьми и теми, которых эвакуировали в Россию из зоны боевых действий российские власти и гуманитарные организации? Почему временная опека либо временное попечительство над украинскими детьми российскими семьями преподносится как насильственное усыновление, а аналогичное размещение в европейских семьях – как забота о наилучших интересах ребенка?

Налицо очередной пример двойных стандартов, активно культивируемых западными странами.

Также хотели бы обратить внимание на тревожную статистику ЮНИСЕФ, согласно которой только один из трех детей украинских беженцев посещает школу во время учебного года. По данным Еврокомиссии 75% украинских детей школьного возраста посещали учебные занятия в Испании, 71% в Италии, 66% в Нидерландах и лишь 39% в, казалось бы, благополучной Германии и 37% в Польше и Чехии. Во многом такая удручающая статистика обусловлена несоответствием образовательных программ Украины и европейских стран. Дети вынуждены обучаться на других языках, что приводит к их отставанию в обучении, дополнительному стрессу и, как следствие, риску выпадения из системы образования в целом. В результате такие дети становятся предоставленными сами себе в чужой стране и подвергаются повышенному риску попасть в руки злоумышленников, стать жертвами эксплуатации, в том числе сексуальной эксплуатации, или насилия. Важно также указать, что после упомянутого апрельского неформального заседания Совета Безопасности к нам поступали обращения в связи с отъемом детей от находящихся в основном в Европе вместе с ними родителей. Только известные нам случаи исчисляются десятками. Беженцы не знают, к кому обращаться по этим вопросам. Причем сигналы к нам поступали не только от украинцев, но и граждан других стран, в том числе жителей стран ЕС. Всё это наталкивает на вывод о том, что данная проблема весьма серьезна и распространена.

Известно, что международно-правовая база по защите детей включает Конвенцию о правах ребенка и Факультативный протокол к ней, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии. Эти документы защищают право ребенка не разлучаться со своей семьей, если только это не отвечает его наилучшим интересам, запрещают произвольное и незаконное вмешательство в его личную и семейную жизнь, посягательство на неприкосновенность жилища. Примеры, которые нам приведут наши докладчики, продемонстрируют наличие серьезных проблем с системой защиты детей беженцев и мигрантов в ряде стран.

 

Заключительное слово:

В заключение хотел бы отметить, что мы сегодня имеем возможность убедиться, что проблема насильственного изъятия детей и их эксплуатации в европейских странах, к сожалению, продолжает стоять самым острым образом. Мы видим на примере украинских семей, проживающих в западных странах, с какими сложностями приходится сталкиваться людям, особенно в контексте доступа к средствам правовой защиты. Не получая поддержки от местных властей и украинских дипучреждений, они обращаются к нам.

К сожалению, но, впрочем, ожидаемо, мы сегодня услышали от западных стран их стандартный и, скажу откровенно, лживый и примитивный нарратив о похищениях украинских детей Россией. У этих стран что-то со слухом. Они не слышат и не хотят слышать то, что им говорят. А также проблемы с совестью, если они осмеливаются называть спасение детей из зон боевых действий и их защиту похищениями и принудительной депортацией. Вы даже в цифрах расходитесь: Франция говорит о якобы 500 похищенных детей, США – о тысячах, Великобритания – о 19 тысячах, а вот данные УВКПЧ, которые тоже говорят о якобы похищенных детях, ограничиваются 200 детьми. Впрочем, эти страны давно поддерживают на плаву этот насквозь лживый нарратив, который вложил им в уста Киев на основе данных различных так называемых независимых комиссий. 

По теме сегодняшнего заседания наши западные коллеги не удосужились сказать ничего, кроме того, что Россия отвлекает внимание, продвигает ложный нарратив, обвиняя страны ЕС и Великобританию, которые, разумеется, являются маяком верховенства права, где по определению ничего подобного происходить не может. 

Хотел бы сказать представителю Великобритании, что оскорбление независимых бриферов, когда не хватает аргументов опровергнуть ими сказанное, недопустимо и не соответствует взаимному и уважительному диалогу, а также признанию роли гражданского общества, за которое вы так ратуете. К сожалению, у этой делегации это входит в привычку, мы подобное уже видели на заседаниях Совета Безопасности. 

Факты и доказательства нарушений и преступлений в отношении детей, прибывших в Европу из регионов, охваченных вооруженными конфликтами, подтверждают, что защита жизни, здоровья, чести, достоинства и прав детей мигрантов и беженцев должна оставаться в центре внимания общественности. Призываем европейские НПО не упускать её из вида. Со своей стороны будем этому всячески способствовать, в том числе посредством проведения такого рода мероприятий, продвигая на них правду, а не лживые нарративы некоторых из вас. Все те, кто столкнулся с подобной бедой и заинтересованы в опубликовании соответствующей информации могут написать нам на адрес EuropeStealsChildren@gmail.com.

Благодарю за участие в сегодняшнем мероприятии.

Видео заседания