Выступление заместителя руководителя российской делегации М.Ю.Кондратенкова на третьей сессии Подготовительного комитета 11-й Конференции по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия
Нераспространение и гарантии МАГАТЭ
Г-н Председатель,
Эффективное функционирование режима нераспространения ядерного оружия играет ключевую роль в поддержании международного мира и безопасности.
Одним из центральных элементов этого режима является система гарантий МАГАТЭ, которая имеет важное значение для укрепления ДНЯО и использования атомной энергии в мирных целях. Необходимо, чтобы система гарантий пользовалась доверием всех государств-участников Договора. Для этого она должна быть непредвзятой, политически неангажированной, технически надежной и обоснованной. Несоблюдение этих критериев, а также попытки какой-либо политизации гарантий могут нанести серьезный ущерб не только проверочному режиму Договора, но и задачам ядерного нераспространения в целом.
Россия внимательно отслеживает ситуацию вокруг реформы системы гарантий МАГАТЭ, в отношении которой у нас сохраняются серьёзные вопросы. По-прежнему ожидаем от руководства Агентства всеобъемлющий доклад о концепции осуществления гарантий на уровне государства
(State-level сoncept), в котором будут четко зафиксированы все параметры реформы, порядок применения новых подходов, обязанности и права Секретариата МАГАТЭ и государств-участников. Напоминаем, что этот доклад должен быть представлен Совету управляющих Агентства для рассмотрения и принятия решения. Подчеркиваем, что реформирование системы гарантий МАГАТЭ – один из важнейших вопросов, касающихся проверки ДНЯО, и он в той или иной степени затрагивает все государства-участники Договора.
Отмечаем значимость Дополнительного протокола к Соглашению о гарантиях с МАГАТЭ с точки зрения обеспечения уверенности в том, что весь ядерный материал в стране и её ядерная деятельность находятся в мирной сфере. Вместе с тем исходим из того, что заключение Дополнительного протокола является сугубо добровольным делом.
Россия поддерживает усилия МАГАТЭ, направленные на обеспечение устойчивости и повышение эффективности проверочного механизма ДНЯО. Вносим в эту работу материальный и экспертный вклад, в том числе через национальную программу поддержки гарантий.
Г-н Председатель,
Важную роль в обеспечении нераспространения ядерного оружия играют зоны, свободные от ядерного оружия (ЗСЯО), создание которых напрямую предусмотрено Статьей VII ДНЯО. Наша страна всегда поддерживала усилия по расширению географии ЗСЯО. Россия ратифицировала все подписанные ею протоколы о негативных гарантиях безопасности к договорам о ЗСЯО. Наши оговорки к упомянутым протоколам носят уточняющий характер и не затрагивают интересы государств, добросовестно следующих «букве и духу» договоренностей о ЗСЯО.
Оправданность этих уточняющих оговорок подтверждает ситуация вокруг учрежденного США, Великобританией и Австралией партнерства AUKUS, в рамках которого нельзя исключать появления на территории неядерного государства-участника Договора Раротонга военной инфраструктуры ядерных государств и, в перспективе, ядерного оружия.
Россия последовательно поддерживает усилия по созданию зоны, свободной от ядерного и других видов ОМУ (ЗСОМУ), на Ближнем Востоке, как это предусмотрено резолюцией Конференции 1995 г. по рассмотрению и продлению действия ДНЯО. Такая зона служила бы эффективным способом укрепления региональной безопасности и режима нераспространения ядерного оружия в интересах всех без исключения ближневосточных государств. Наша страна в качестве наблюдателя вносит вклад в работу ежегодной Конференции ООН по созданию ЗСОМУ на Ближнем Востоке. Исключительно важно обеспечить участие в работе Конференции всех приглашенных государств.
Г-н Председатель,
Россия неизменно выступает за то, чтобы вызовы в сфере ядерного нераспространения разрешались исключительно политико-дипломатическими средствами в строгом соответствии с нормами международного права и с учётом законных интересов безопасности и развития всех государств.
Глубокая стагнация Совместного всеобъемлющего плана действий по урегулированию вокруг иранской ядерной программы (СВПД), произошла по вине американцев и государств ЕС, которые сначала нарушили резолюцию СБ ООН 2231, а затем сорвали процесс восстановления «ядерной сделки». Действия этих государств ведут к дальнейшим существенным осложнениям вокруг Ирана и его ядерной деятельности, подпитывая нестабильность в ближневосточном регионе. Право Ирана на освоение мирного атома закреплено в ДНЯО – эта страна является участником Договора и строго соблюдает его требования. Угрозы извне применить силу, не говоря уже о реализации подобных губительных сценариев, неизбежно ведут к эскалации напряженности и кризису. Твёрдо исходим из того, что долгосрочное устойчивое урегулирование вокруг иранской ядерной программы достижимо исключительно на основе переговорных решений.
Г-н Председатель,
Отзыв Россией ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) стал нашим ответным шагом на тот дисбаланс подходов к Договору, который на протяжении многих лет закладывался деструктивной позицией Вашингтона. Еще в 1999 г. конгресс США под надуманными предлогами отклонил ратификацию ДВЗЯИ. С тех пор Вашингтон так и не предпринял каких-либо практических действий в этом направлении.
Россия остается государством, подписавшим данный Договор. Ярким примером приверженности России ДВЗЯИ стало завершение в конце 2023 г. сооружения нашего сегмента Международной системы мониторинга – ключевой составляющей проверочного механизма этого Договора.
Г-н Председатель,
Россия поддерживает запуск на площадке Конференции по разоружению и на основе принципов, сформулированных в 1995 г. в документе CD/1299 («мандат Шеннона»), переговоров по разработке универсального, недискриминационного и поддающегося эффективной проверке договора о запрещении производства расщепляющихся материалов для целей ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств (ДЗПРМ). Вместе с тем считаем, что в настоящее время идея договора в значительной степени устарела. Тем не менее, готовы принять участие в переговорах по его разработке, если такое решение будет принято.
Главную задачу ДЗПРМ, если он все-таки будет разработан, видим в том, чтобы обеспечить надежную гарантию отказа от производства расщепляющихся материалов для целей ядерного оружия в глобальном масштабе. Только в этом случае будет обеспечено соблюдение принципа равной и неделимой безопасности для всех.
Г-н Председатель,
Россия придает важное значение выполнению положений пункта 2 Статьи III ДНЯО. Считаем, что деятельность Группы ядерных поставщиков и Комитета Цангера доказала на практике возможность установления согласованного порядка контроля за ядерным экспортом на недискриминационной основе. Россия выстраивает свою национальную систему экспортного контроля в соответствии с руководящими принципами ядерного экспорта (INFCIRC/254). Российское законодательство, включая контрольные списки, полностью гармонизировано с этим документом. Обновления производятся регулярно по мере внесения соответствующих изменений.
Благодарю за внимание.