Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации А.И.Белоусова в Первом комитете 74-й сессии ГА ООН в ходе тематической дискуссии по разделу 3 «Космос» (разоруженческие аспекты)

Уважаемый г-н Председатель,

Космос – наше общее достояние. От того, как мы сумеем распорядиться достижениями в области освоения околоземного пространства и более дальних рубежей, зависит будущее как человечества в целом, так и отдельной личности. С одной стороны, перед нами открываются новые горизонты, позволяющие решать проблемы, которые ранее казались непостижимыми.

С другой – не можем не констатировать прогрессирующее обострение ситуации в области безопасности космической деятельности. С началом 2019 года произошёл ряд событий, требующих осмысления и реакции мирового сообщества. Ряд стран уже заявил о планах по размещению в космосе ударных систем вооружений. Причем это было сделано официально через принятие национальных доктринальных документов.

В обновленном обзоре политики США в области ПРО ставится задача развертывания целого эшелона перехватчиков баллистических ракет. Думаю, все понимают, что такие средства могут иметь самый широкий охват применения, вплоть до космических и наземных объектов в зависимости от целеуказания. Остальное – как говорят – дело техники. Во Франции и вовсе утверждена «космическая оборонная стратегия», подчеркну, первый в мире документ подобного рода. Стратегия не только провозглашает космос «краеугольным камнем обороны», но и предусматривает меры «активной защиты» своих спутников от недружественных или враждебных действий.

Для обоснования используются крайне зыбкие аргументы. Говорится о необходимости защиты национальной или групповой космической собственности, повышения безопасности спутниковых группировок, обеспечения связанных с космосом национальных или блоковых жизненно важных интересов. Раздувается миф о некоей растущей внешней угрозе, для устранения которой никак не обойтись без вывода в космос средств «активной обороны», по нашему пониманию, ударных систем вооружений.

Остановимся подробно на некоторых положениях. Американскими документами, в т.ч. специальными военными директивами предусматривается возможность принятия упреждающих и предвосхищающих мер в космосе, причем не только для защиты космической собственности США, но и интересов их коммерческих компаний и даже физических лиц. Так, в принятой в марте 2018 г. Национальной космической стратегии США космос открыто признается «пространством ведения боевых действий». Продолжение Вашингтоном курса на обеспечение «доминирования в космосе» отнюдь не способствует конструктивности диалога по вопросам стратегической стабильности.

В опубликованном 17 января новом «Обзоре политики США в сфере противоракетной обороны», как мы говорили ранее, ставится задача формирования группировки ПРО космического базирования, в т.ч. средств перехвата ракет. Это стало очередным подтверждением (наряду с решением о создании военно-космических сил и выделением финансирования на разработку средств ПРО космического базирования) реальности планов Вашингтона по использованию уже в ближайшей перспективе космического пространства для обеспечения «американского доминирования в космосе». В этот же ряд вписывается и создание космического командования США, а также активные усилия Вашингтона по выделению космических сил в качестве отдельного вида ВС. В этой связи уместно вспомнить о Договоре по ПРО, из которого США вышли в одностороннем порядке в 2002 году. Дело в том, что Статья V Договора содержит прямой запрет на размещение элементов ПРО в космическом пространстве. Комментарии, как говорят, излишни.

Более того, американские коллеги предпочитают игнорировать наличие прямой взаимосвязи между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями, о чём, в частности, говорится в Договоре о СНВ 2010 г. Не вспоминают они и о печальном опыте предыдущих попыток Вашингтона обеспечить себе превосходство в военной сфере, которые неизменно заканчивались ростом международной напряжённости и новыми витками гонки вооружений.

Обеспечив себе «свободу рук», США приступили к наращиванию военно-космического потенциала. Активно развиваются возможности по противодействию «враждебному влиянию» на космические аппараты иностранных государств. При этом имеющаяся у США группировка спутников военного назначения, которая включает и те, которые способны осуществлять маневрирование в околоземном космическом пространстве, кратно превышает по численности российский контингент. Более того, Вашингтон продолжает регистрировать её космические аппараты исключительно как метеорологические или коммуникационные, но никак не военные. Наконец, не стоит забывать и о наличии у США противоспутникового оружия, причем с опытом реального применения.

Указанные шаги, а также заявления американского руководства о намерении разместить оружие в космосе раскрывают истинные причины многолетнего активного противодействия США и их союзников многосторонним усилиям по выработке и заключению многостороннего юридически обязывающего инструмента и продвижению инициатив, направленных на сохранение космоса для использования и исследования в мирных целях. К сожалению, на профильных многосторонних площадках американские представители цинично продолжают заниматься «мегафонной дипломатией», выдвигая голословные и безосновательные обвинения в адрес других государств и пытаясь тем самым отвлечь внимание от собственной недобросовестной деятельности на данном направлении. При этом собственных конкретных инициатив для снятия высказываемых озабоченностей не выдвигают, предпочитая предметному диалогу неконструктивную критику.

Дурной пример США оказался заразителен. Вынуждены констатировать, что планы размещения оружия в космосе анонсированы и Францией. В принятой в июле с.г. «оборонной космической стратегии» закреплена линия на создание Парижем потенциала «активной космической обороны», включающим ударные средства космического базирования. Аналогичный документ готовится внутри НАТО. Его принятие запланировано на конец этого года в ходе очередного саммита альянса.

Всё это выглядит как заявка на безраздельное и бесконтрольное господство стран Запада в космосе, которое дало бы им возможность под страхом применения военной силы диктовать свои условия по выстраиванию отношений и порядка взаимодействия не только на околоземных орбитах, но и на земле. Уже сейчас абсолютно очевидно, что реализация намерений по выводу оружия в околоземное пространство будет иметь катастрофические последствия для международной безопасности и стратегической стабильности. Это чревато дальнейшей деградацией доверия между государствами, обострением напряжённости, возникновением новых угроз и вызовов, подрывом основополагающих договорённостей в области использования космического пространства, снижением предсказуемости и устойчивости космической деятельности.

Россия вместе со своими единомышленниками стремится не допустить провоцируемой странами Запада гонки вооружений в космическом пространстве. В последние годы мы выступили с целым рядом инициатив, направленных на решение задачи ПГВК. Ключевой является находящийся на рассмотрении Конференции по разоружению (КР) российско-китайский проект договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов (ДПРОК). К сожалению, из-за нежелания ряда государств во главе с США проявить политическую волю и пойти на компромисс ради укрепления международной безопасности начать предметную работу на КР по данному документу до сих пор не удаётся.

Высоко оцениваем работу Группы правительственных экспертов ООН для подготовки рекомендаций по элементам многостороннего юридически обязывающего инструмента по ПГВК, включая предотвращение размещения в нём оружия. Экспертами подготовлен качественный доклад, содержащий много полезных наработок. К большому сожалению принятие этого доклада, как вы знаете, в последний момент было заблокировано американским представителем. Причем он даже не смог представить никаких внятных объяснений этого шага. На наш взгляд, это является ещё одним подтверждением истинных намерений США по вепонизации космического пространства.

С учётом итогов работы ГПЭ мы предлагаем на этой сессии ГА ООН принять резолюцию о дальнейших практических шагах по предотвращению гонки вооружений в космосе, где давалась бы высокая оценка деятельности ГПЭ.

К текущей сессии Первого комитета мы также подготовили проект традиционной резолюции ГА ООН «Неразмещение первыми оружия в космосе». Эта резолюция уже оформилась на ооновской площадке в качестве традиционного документа, с 2014 г. ежегодно принимаемого Генассамблеей по инициативе трёх изначальных соавторов – России, Бразилии и КНР. Не подсекая национальных интересов государств, она призвана способствовать мобилизации международного сообщества в поддержку выдвинутой Россией ещё в 2004 г. многосторонней инициативы/политобязательства о НПОК. За последний год к ней присоединились ещё три государства – Узбекистан, Пакистан и Камбоджа. Таким образом, общее число полноформатных участников достигло 22.

Наконец, мы вносим на рассмотрение ставший уже традиционным проект резолюции ГА ООН «Меры по обеспечению транспарентности и укреплению доверия в космической деятельности (МТДК)», который с 2013 г. принимался без голосования при соавторстве России, Китая и США. Однако времена изменились, и США не просто отказались в прошлом году от коспонсорства, а без каких-либо на то причин кардинально пересмотрели свою позицию по данной резолюции, проголосовав «против». Особенно красноречиво это выглядит на фоне несостоявшейся в этом году сессии Комиссии ООН по разоружению, где одним из пунктом повестки дня является проблематика МТДК.

Рассчитываем, что наши проекты резолюции по космической тематике получат широкую поддержку и соавторство.

Спасибо за внимание.