Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации А.И.Белоусова в Первом комитете 74-й сессии ГА ООН в ходе тематической дискуссии «Ядерные вооружения»

Уважаемый г-н Председатель,

Уважаемые коллеги,

Освобождение мира от угрозы, которое несёт ОМУ, прежде всего ядерное, является одним из важнейших приоритетов российской внешней политики. Для достижения этой цели фундаментальное значение по-прежнему имеет Договор о нераспространении ядерного оружия как определяющий международноправовой инструмент в области ядерного нераспространения и разоружения.

5 марта 2020 года мы будем отмечать 50-летие вступления в силу Договора о нераспространении ядерного оружия, а через пару месяцев, в апреле-мае, состоится его юбилейная Обзорная конференция. Придаем особое значение успешному завершению текущего обзорного цикла, готовы активно взаимодействовать со всеми партнерами для преодоления сохраняющихся противоречий по ключевым вопросам и стоящих перед международным сообществом проблем, препятствующих дальнейшему укрепления режима Договора. В этом контексте подчеркиваем императивность выполнения решений, принятых в рамках предыдущих обзорных циклов ДНЯО. 

Придаем особую важность проблематике создания ЗСОМУ на Ближнем Востоке. Эта тема сейчас является одной из самых обсуждаемых на «площадке» ДНЯО. Исходим из того, что решение данного вопроса отвечает интересам всех стран региона и будет способствовать укреплению режима ядерного нераспространения. Россия намерена принять участие в Конференции по ЗСОМУ (Нью-Йорк, 18-22 ноября 2019 г.) и содействовать ее успешному проведению. Рассматриваем формирование зон, свободных от ядерного оружия как важный элемент режима нераспространения ядерного оружия. 

Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) является одним из ключевых инструментов режима ДНЯО и представляет собой эффективную меру в области ядерного нераспространения и разоружения. Цель ДВЗЯИ в эффективном сдерживании разработки ядерного оружия, а также в установлении непреодолимого барьера качественному совершенствованию и количественному наращиванию ядерных вооружений.

Российская Федерация подтверждает свою приверженность ДВЗЯИ, скорейшее вступление которого в силу безусловно станет весомым вкладом в укрепление режима ядерного нераспространения и его должного функционирования. Призываем государства, прежде всего из Приложения II, активизировать целенаправленные усилия по обеспечению скорейшего вступления ДВЗЯИ в силу. Призываем США изменить своё отношение к Договору и вернуться к вопросу его ратификации до проведения Обзорной конференции ДНЯО 2020 года. 

Приверженность Российской Федерации цели построения безъядерного мира неизменно находит своё выражение в конкретных практических действиях. Так, в рамках избранного курса Российская Федерация предприняла целый ряд последовательных и значимых шагов по сокращению и ограничению ядерных вооружений, в результате чего за последние тридцать лет российский ядерный арсенал был сокращён более чем на 85%.  Все наши договорные обязательства в рамках соответствующих двусторонних соглашений были полностью выполнены и неукоснительно соблюдаются.

Уважаемый г-н Председатель,

Нынешняя сессия Генеральной Ассамблеи проходит на крайне сложном фоне. В мире ощутимо нарастают тенденции, оказывающие негативное влияние на международную безопасность и стабильность. Кризисные явления захватывают и сферу контроля над ядерными вооружениями. Все это представляет серьезный вызов для международного сообщества.

Вновь с глубоким сожалением и тревогой отмечаем, что одно из ключевых разоруженческих соглашений – Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности – прекратило своё действие после того, как из него под надуманными предлогами вышли США. Мы не станем ещё раз в деталях останавливаться на существе кризиса вокруг данного Договора и истинных причинах действий Вашингтона по его разрушению. Всё это подробно изложено в распространённой нами письменной версии российского выступления в рамках общеполитических дискуссий. Однако считаем важным напомнить, что многолетние проблемы с соблюдением данного соглашения американской стороной так и остались не урегулированными, а их последствия продолжают оказывать негативное влияние на международную безопасность и стабильность и после завершения действия Договора.

При этом мы категорически не приемлем абсолютно необоснованные и голословные обвинения в адрес России в нарушении ДРСМД. Профессионалам, сидящим в этом зале, хорошо известно, что России так и не было представлено ни одного доказательства, указывающего на несоблюдение нами Договора. В связи с этим мы требуем, чтобы те страны, которые накануне позволили себе в стенах Первого комитета выдвинуть прямые обвинения в наш адрес, а именно – США, Великобритания, Болгария, Исландия, Литва, Норвегия, Польша, Эстония и Швеция (как в национальном качестве, так и от лица северных стран), незамедлительно предъявили объективные данные в подтверждение своих слов либо прекратили распространять откровенную дезинформацию. Это же требование будем возобновлять к любой другой стране, которая посчитает возможным тиражировать клеветнические претензии в адрес России в контексте ДРСМД.

Кроме того, отвергаем прозвучавшее в выступлении представителя ЕС и некоторых западных стран утверждение, что Россия якобы «не отреагировала должным образом на серьёзные озабоченности» в связи с будто бы имевшим место несоблюдением данного Договора. Это абсолютно не соответствует действительности. Представители этих стран прекрасно знают о соответствующих мерах односторонней транспарентности, осуществлённых Россией в попытке сохранить ДРСМД. Известно им и о том, что нами был предложен американской стороне набор конкретных и реалистичных взаимных шагов в области транспарентности, направленных на урегулирование обоюдных претензий в контексте Договора. Однако наша инициатива была отвергнута без какого-либо рассмотрения.

Российская Федерация как ответственный член международного сообщества стремится не допустить новых «ракетных кризисов». Мы в одностороннем порядке объявили и будем осуществлять мораторий на развёртывание ракет средней и меньшей дальности наземного базирования до тех пор, пока в соответствующих регионах не начнут появляться указанные ракетные вооружения американского производства. Призываем США и их союзников пойти на встречные аналогичные шаги, а все остальные страны – поддержать наши усилия по недопущению нового витка опасной гонки ракетных вооружений в различных регионах мира.

С обеспокоенностью отмечаем сохраняющуюся неясность в отношении перспектив Договора о СНВ, который истекает менее чем через полтора года. Не раз выражали готовность серьёзно заниматься всеми вопросами, связанными с возможным продлением этого соглашения. В нынешних условиях это стало бы разумным шагом, который позволит не допустить окончательной деградации ситуации в сфере стратегической стабильности и выиграть время для изучения возможных подходов к появляющимся сейчас в мире новым вооружениям и военным технологиям.

Однако американская сторона не спешит раскрывать свою позицию по этому важнейшему международному вопросу. Более того, американские официальные лица публично рассуждают о нецелесообразности пролонгации Договора. Складывается впечатление, что США хотели бы освободиться от ограничений и по этому Договору, как они это сделали уже с договорами по ПРО и РСМД. Считаем подобный подход контрпродуктивным и чреватым большими угрозами для международной безопасности и стабильности.

Одним из наиболее серьёзных вызовов в ядерной сфере остаются так называемые «совместные ядерные миссии» НАТО, которые включают в себя элементы ядерного планирования и отработку навыков использования ядерного оружия с задействованием самолетов-носителей, экипажей, инфраструктуры аэродромов и наземных служб обеспечения неядерных государств-членов альянса. Российская Федерация неоднократно обращала внимание на то, что подобная практика, дестабилизирующая сама по себе, находится в прямом противоречии с духом и буквой основополагающего Договора о нераспространении ядерного оружия, участниками которого является подавляющее большинство членов международного сообщества.

Уважаемый г-н Председатель,

Российская Федерация неоднократно, в том числе на самом высоком уровне, подтверждала готовность к рассмотрению возможных дальнейших шагов в сфере ядерного разоружения. Продвижение в этом направлении должно осуществляться в строгом соответствии со Статьей VI ДНЯО в контексте всеобщего и полного разоружения, на поэтапной основе. При осуществлении практических мер по сокращению и ограничению ядерных вооружений и снижению их роли в военном планировании во главу угла должен быть поставлен принцип неделимости безопасности.

Требуется также последовательное формирование предпосылок, которые способствовали бы продвижению по пути ядерного разоружения. Прежде всего, это предполагает оздоровление стратегической ситуации в отдельных регионах и мире в целом. Именно по этой причине Российская Федерация настаивает на том, что ядерное разоружение не может рассматриваться в отрыве от комплекса факторов, негативно влияющих на стратегическую стабильность.

В частности, необходимо энергично противостоять попыткам расшатать создававшуюся на протяжении многих десятилетий разоруженческую архитектуру, не допускать подрыва авторитета международных организаций и режимов контроля над вооружениями. Неприемлемы попытки ослабить оборонный потенциал других стран нелегитимными методами одностороннего санкционного давления в обход Совета Безопасности ООН.

Следует учесть дестабилизирующие последствия односторонних и ничем не ограниченных действий по развёртыванию глобальной системы противоракетной обороны, а также приложить все возможные усилия в целях недопущения размещения оружия в космическом пространстве и предотвращения гонки вооружений на новом технологическом витке, нарастания количественных и качественных дисбалансов в области обычных вооружений. Без решения указанных проблем вряд ли возможно добиться состояния международной безопасности, благоприятствующего дальнейшим шагам в сфере ядерного разоружения.

Растущие вызовы и угрозы в сфере международной безопасности, негативно влияющие на разоруженческие процессы, требуют коллективного поиска ответов. В связи с этим Российская Федерация настойчиво и последовательно выступает за скорейший запуск многостороннего диалога с участием всех без исключения государств, обладающих военными ядерными потенциалами.

Придание процессу ядерного разоружения многостороннего характера потребует формирования политических и нормативных рамок, представляющих собой систему взаимных обязательств, пониманий и процедур. В данном вопросе следует действовать на основе консенсуса с учётом интересов всех стран. Эта задача становится все более актуальной.

Считаем контрпродуктивными попытки принуждения ядерных держав к безусловному отказу от своих арсеналов без учёта существующих стратегических реалий и их законных интересов в сфере безопасности. Подобные действия противоречат принципам поддержания международной стабильности, равной и неделимой безопасности для всех, ведут к нарастанию противоречий между членами международного сообщества. Поэтому мы считаем ошибкой разработку и продвижение Договора о запрещении ядерного оружия – хотя и вызванной благами намерениями, но, тем не менее, всё же ошибкой. Мы не раз объясняли, в том числе и с этой трибуны, почему для нас невозможно присоединиться к этому Договору.

Конструктивное и ориентированное на результат взаимодействие в вопросах ядерного разоружения невозможно без учёта интересов безопасности всех участников такого процесса, без взаимного уважения и неукоснительного соблюдения правила консенсуса, гарантирующего баланс интересов, особенно в условиях нынешней непростой ситуации в сфере международной безопасности и стабильности.

Благодарю за внимание.