Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление руководителя российской делегации, Директора Департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД России В.И.Ермакова в ходе общеполитических прений в Первом комитете 78-й сессии ГА ООН

Г-н Председатель,

Поздравляю Вас с избранием на этот пост, желаю успехов в работе. Заверяю, что российская делегация будет оказывать Вам всемерное содействие в проведении предметных дискуссий.

Со времени прошлогодней сессии Первого комитета поводов для оптимизма в плане выправления удручающей ситуации в области международной безопасности не прибавилось. Наоборот, обстановка в мире продолжает накаляться. Накопленный и вовремя не купированный конфликтный потенциал уже привёл к острому кризису в Евро-Атлантике и грозит перерасти в прямую конфронтацию в АТР, причём по нескольким направлениям. При этом непосредственная вовлечённость в противостояние государств, обладающих ядерными арсеналами, кратно умножает стратегические риски. 

Корень усугубляющихся противоречий кроется, прежде всего, в агрессивной реализации странами Запада во главе с США своих узкокорыстных устремлений в ущерб интересам других государств. В основе этого беспардонного курса – неуёмная тяга Вашингтона к безраздельному глобальному доминированию и его попытки воспрепятствовать масштабным, поистине эпохальным изменениям в системе международных отношений, подорвать формирование более справедливого, многополярного мироустройства, основанного на выверенном балансе интересов членов мирового сообщества. 

Те подлинно суверенные государства, которые твёрдо оппонируют диктату Запада, подвергаются демонизации и гибридному либо открытому силовому давлению. США и их союзники демонстрируют вопиющую нетерпимость к инакомыслию, пытаются в нарушение Устава ООН указывать другим государствам, как нужно себя вести, какой внешнеполитический курс реализовывать. Для закрепления собственной гегемонии они упорно стремятся заменить международное право неким удобным для них «порядком, основанным на правилах». Фактически речь идёт о попытках узурпировать формирование глобальной повестки дня по всем её аспектам, включая контроль над вооружениями, разоружение и нераспространение (КВРН).

Грубо поправ принцип равной и неделимой безопасности, ведомый США блок НАТО предпринял вредоносную экспансию на постсоветское пространство, вынудив нашу страну принять необходимые меры по защите внешнего контура безопасности. При этом Запад продолжает повышать ставки, опасно балансируя на грани прямого вооружённого конфликта ядерных держав и генерируя тем самым серьёзнейшие стратегические риски.

Множатся разногласия на профильных многосторонних площадках, где всё более сужаются возможности для нахождения точек соприкосновения между государствами в решении широкого комплекса проблем международной безопасности. Это со всей очевидностью продемонстрировал первый этап нового обзорного цикла по ДНЯО – Договора, который остаётся для нас единственным правовым ориентиром в деле достижения безъядерного мира.

Завышенные ожидания части участников, общая радикализация позиций, бескомпромиссное продвижение национальных или групповых установок без всякой готовности к поиску развязок, целенаправленная политизация дискуссий с единственной целью очернить и спровоцировать оппонента – так можно охарактеризовать обсуждение в ходе первой сессии Подготовительного комитета Обзорной конференции по ДНЯО 2026 года.

Вызывает обеспокоенность тенденция отхода государств не только от решений и пониманий, ранее зафиксированных в консенсусных документах обзорного процесса, но и от «буквы» самого Договора. Имеют место попытки привнести на площадку ДНЯО чуждые ей вопросы, что провоцирует появление новых линий размежевания. Многие участники необоснованно отказываются принимать в расчёт геополитические и военно-стратегические реалии и руководствоваться логикой комплексного подхода к рассмотрению положения дел на треке разоружения. Между тем процесс ядерного разоружения, как и контроль над вооружениями, не может осуществляться в отрыве от стратегического контекста и в целом от ситуации в области международной безопасности. Прогресс на указанных треках невозможен без создания благоприятных предпосылок, которые обеспечивали бы в ходе сокращения ядерных вооружений поддержание мира и стабильности на основе принципа ненасения ущерба чьей-либо безопасности.

В то же время обеспокоенность членов мирового сообщества в связи с неопределённостью перспектив ядерного разоружения более чем обоснована в нынешних условиях, когда деградация обстановки в мире сопровождается расшатыванием системы соглашений по контролю над вооружениями. В ракетно-ядерной сфере вызывает глубокую тревогу потенциальная эскалация в результате реализации США планов по развёртыванию вооружений, которые ранее были запрещены по денонсированному Вашингтоном Договору о РСМД. Нельзя исключать и дальнейшего негативного развития событий вокруг ДСНВ, действие которого приостановлено вследствие деструктивных попыток США в одностороннем порядке интерпретировать важнейшие положения Договора, а также в целом развернуть его в свою пользу и в ущерб безопасности России. Вашингтон явно способен и на другие дестабилизирующие шаги под лозунгами о стремлении нанести нашей стране «стратегическое поражение» и обеспечить т.н. «двойное ядерное сдерживание» России и Китая.

В таких обстоятельствах получает дополнительное обоснование тезис о контрпродуктивности идей о немедленном и полном запрете ядерного оружия либо о волюнтаристском установлении сроков для выхода на «ядерный ноль». По известному меткому выражению, устойчивый и безопасный безъядерный мир не равен миру в его нынешнем плачевном состоянии за минусом ядерного оружия. Радикализм противоречит логике ДНЯО и не приведёт нас к искомой конечной цели повышения безопасности для всех. Убеждены, что прогресса в деле ядерного разоружения можно добиться только на основе поэтапных и консенсусных шагов при последовательной работе по оздоровлению военно-политического климата и уважении интересов безопасности всех сторон.

Для этого, прежде всего, необходимо радикально понизить уровень конфликтного потенциала во взаимоотношениях между крупными военными державами и обеспечить давно назревшее обновление архитектуры международной безопасности. Такая работа должна осуществляться комплексно, учитывать всю совокупность действующих в данной сфере факторов и включать не только отдельные меры по снижению стратегических рисков, но и всесторонние усилия по устранению первопричин коренных противоречий между ядерными государствами в области безопасности.

Г-н Председатель,

Одним из центральных компонентов международного режима нераспространения ядерного оружия и важным фактором устойчивости и жизнеспособности ДНЯО является его проверочный механизм – система гарантий МАГАТЭ. Россия поддерживает деятельность Агентства на данном направлении, выступает за обеспечение объективного, деполитизированного и технически обоснованного механизма гарантий в строгом соответствии с заключенными между государствами и МАГАТЭ соглашениями и протоколами к ним. Признаем важность универсализации Дополнительного протокола к соглашению о гарантиях, однако при этом исходим из добровольного характера таких обязательств и недопустимости навязывания присоединения к Доппротоколу в качестве обязательной меры.

Российская Федерация рассматривает ДВЗЯИ как важнейший документ в сфере ядерного нераспространения и неукоснительно соблюдает его положения. С момента открытия Договора для подписания прошло уже более четверти века, однако он до сих пор так и не стал полноценным международно-правовым инструментом. Причина этому – позиции восьми государств из Приложения 2, чья ратификация необходима для его превращения в действующий договор. Хотели бы вновь призвать соответствующие страны, в первую очередь США, официально присоединиться к ДВЗЯИ и тем самым внести свой вклад в укрепление режима нераспространения ядерного оружия.

Г-н Председатель,

Кризисные явления в международной обстановке, усугубляющиеся негативными тенденциями в области международной безопасности, напрямую затрагивают функционирование международных институтов в сфере КВРН. В последние годы США и их союзники взяли курс на подчинение их деятельности некоему «порядку», основанному на разрабатываемых ими «правилах». Такая политика находит отражение и в Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), где на смену взвешенному диалогу и поиску компромиссов пришла практика насаждения решений путем голосования, использования ОЗXО против отдельных стран, навязывания США и их союзниками своей воли всему мировому сообществу. 

В результате запредельной политизации повестки дня ОЗХО государствам-участникам КЗХО не удается согласовать рекомендации по итогам вот уже двух обзорных циклов функционирования Конвенции. Все это ведет к неизбежному разрушению режима КЗХО, наносит непоправимый ущерб работе и репутации Организации. Будем и далее настаивать на возвращении технического характера деятельности ОЗХО, укреплении ее потенциала как одного из важных звеньев международной системы разоружения и нераспространения ОМУ.

В контексте выполнения обязательств по Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО) требуют самого пристального внимания вскрывшиеся факты реализации военно-биологической программы на Украине при поддержке Пентагона и аффилированных с ним структур, включая частные компании. Обоснованные вопросы, официально поставленные российской стороной в связи с данной осуществлявшейся в нарушение КБТО военно-биологической деятельностью, так и не получили ответа. Они остаются открытыми и нуждаются в урегулировании.

Сложившаяся ситуация подтверждает необходимость консолидированных усилий мирового сообщества по укреплению режима КБТО, прежде всего, путем принятия универсального, юридически обязывающего протокола, касающегося всех статей Конвенции, с эффективным механизмом проверки. Рассчитываем, что выполнению данной задачи будет способствовать учреждённая решением Девятой Обзорной конференции КБТО в русле предложения России Рабочая группа по укреплению Конвенции. На упрочение институциональных основ КБТО направлены российские инициативы по созданию мобильных медико-биологических отрядов и Научно-консультативного комитета, модернизации мер доверия и формированию в рамках КБТО механизма расследования случаев возможного нарушения Конвенции.

Назрела необходимость укрепления Механизма Генсекретаря ООН по расследованию случаев возможного применения химического и биологического оружия (МГС), в т.ч. путём актуализации принципов и процедур, которые не обновлялись с момента их одобрения в 1990 г. Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров направил 14 июня с.г. Генеральному секретарю ООН А.Гутеррешу послание с призывом организовать обзор действующих принципов и процедур МГС на предмет их обновления. Целая группа стран поддержала данную идею, ряд государств передал аналогичные обращения Генсекретарю ООН. Рассчитываем, что он безотлагательно приступит к соответствующему обзору с помощью экспертов-консультантов и с учётом предложений государств-членов. Готовы внести самый активный вклад в данную работу.

Г-н Председатель,

Российская Федерация на протяжении десятилетий выступает за сохранение космоса в качестве пространства для исключительно мирной деятельности государств на равноправной основе на благо всего человечества. Обеспечить достижение данной цели возможно лишь путём разработки общепризнанных юридически обязывающих норм международного права, которые носили бы всеобъемлющий характер и были нацелены на предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве (ПГВК), как это предусмотрено решениями Первой Специальной сессии ГА ООН по разоружению 1978 г.

Нарастающие усилия государств Запада во главе с США по реализации установок на размещение оружия в космосе и использование космического пространства для ведения боевых действий в целях обеспечения своего доминирования и превосходства требуют безотлагательных и решительных практических шагов мирового сообщества. Необходимо приступить к разработке юридически обязывающего инструмента по ПГВК с гарантиями предотвращения размещения оружия в космосе, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов или с их помощью. В качестве основы рассматриваем российско-китайский проект договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов. Рассчитываем, что созданная резолюцией ГА ООН 77/250 Группа правительственных экспертов по ПГВК достигнет содержательных результатов и тем самым будет способствовать разработке указанной договорённости. 

Промежуточной мерой доверия является международная инициатива/политобязательство о неразмещении первыми оружия в космосе (НПОК), которая на данный момент выступает единственным реально действующим инструментом сохранения космоса свободным от оружия. Её полноформатными участниками являются уже более 30 государств.

Вносим на рассмотрение Первого комитета проекты резолюций по НПОК, мерам транспарентности и укрепления доверия в космической деятельности (МТДК), а также дальнейшим практическим мерам в области ПГВК. Рассчитываем на их максимальную поддержку и соавторство.

В 2023 году исполняется 25 лет с момента принятия – по инициативе России – первой резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по МИБ. Намерены внести на рассмотрение 78-й сессии ГА ООН проект традиционной российской резолюции по данной теме. Наш документ отражает итоги деятельности в этом году Рабочей группы открытого состава ООН по вопросам безопасности в сфере использования ИКТ и самих ИКТ, а также создание глобального межправительственного реестра контактных пунктов по обмену информацией о компьютерных атаках/инцидентах. Призываем все государства-члены ООН поддержать нашу инициативу и войти в число ее соавторов.

Неизменно выступаем за формирование под эгидой ООН справедливой и равноправной системы международной информационной безопасности (МИБ), основанной на принципах уважения национального суверенитета, равенства государств, невмешательства во внутренние дела. В наших общих интересах – гарантировать мирное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), исключить возможность развязывания межгосударственных конфликтов в информпространстве. Решение этих задач видим в формировании международно-правового режима в сфере ИКТ путем принятия универсального договора.

Г-н Председатель,

Констатируем дальнейший рост политизации дискуссий по КВРН на площадке Генассамблеи ООН, Комиссии ООН по разоружению (КОР) и Конференции по разоружению (КР). Наблюдаем отход от предметного диалога, непрекращающиеся попытки западных стран превратить эти органы в инструмент давления на «неугодных», размыть их мандат и пересмотреть правила процедуры и основополагающие принципы их функционирования. Это препятствует принятию сбалансированных взаимоприемлемых решений. 

Вместе с тем констатируем, что наличие у государств-членов должной политической воли способно обеспечить достижение содержательных результатов в области КВРН. Наглядным подтверждением этого стали консенсусные рекомендации КОР для содействия практическому осуществлению МТДК в целях ПГВК. Призываем ГА ООН их одобрить путём принятия соответствующей резолюции по МТДК.

На утверждение объединительных коллективных начал нацелена и наша инициатива по разработке на КР международной конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма, что отвечает актуальным запросам мирового сообщества. Считаем, что её реализация способствовала бы преодолению на основе общих интересов застоя в работе на КР.

Дополнительным препятствием для развития диалога между государствами-членами ООН по вопросам КВРН является недобросовестное выполнение американской стороной своих обязательств по выдаче виз членам делегаций, направляющимся на мероприятия по линии ООН. Такая практика недопустима и является грубым нарушением международно-правовых обязательств США по Соглашению 1947 года о штаб-квартире ООН, предусматривающему предоставление беспрепятственного проезда в район центральных учреждений Организации представителей или должностных лиц государств-членов ООН, а также выдачу им виз «безвозмездно и в возможно краткий срок». Мириться с подобным безответственным поведением американских властей не намерены. Требуем незамедлительного запуска процедуры арбитража в отношении страны-пребывания штаб-квартиры ООН.

Ситуация вопиющая, так как в запрошенные сроки не выданы визы тем членам нашей делегации, которые должны участвовать в т.ч. во встрече экспертов стран ядерной «пятёрки», организуемой Россией в качестве координатора «на полях» Первого комитета. Отмечаем, что действия США, ведущие к срыву данной встречи, последовали за представлением Россией своих подходов к работе в «пятёрке», которые явно отличаются от приоритетов Вашингтона. Рассматриваем это как попытку подорвать российское председательство в данном международном формате.

Г-н Председатель,

Российская Федерация привержена дальнейшему последовательному продвижению объединительной повестки дня. Рассчитываем на конструктивное взаимодействие по всему спектру вопросов обеспечения международного мира и безопасности. Нацелены на достижение общеприемлемых решений.

Благодарю за внимание.