Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании СБ ООН по Судану
Г-н Председатель,
Признательны Директору УГКВ по операциям г-же Эдем Восорну, а также заместителю Директора ФАО г-же Бет Бечдол за доклады. Приветствуем участие в заседании Постоянных представителей Судана и Египта при ООН.
С сожалением вынуждены признать, что гуманитарная обстановка в Судане остается непростой. Почти три четверти медицинских учреждений не функционирует, не хватает лекарств, две трети населения не имеют доступа к медицинскому обслуживанию. Фиксируется распространение опасных заболеваний. Серьезным вызовом является так и не выполненный страновой план гумреагирования на 2024 г.
Внимательно ознакомились с докладом Комитета по обзору ситуации с голодом по Судану, который охватывает период с октября 2024 г. и дает прогноз до мая 2025 г. В нем говорится, что до 637 тыс. суданцев могут в ближайшее время столкнуться с угрозой неизбежного голода. В то же время отмечаются и положительные тенденции – за последний отчетный период в целом по стране доля страдающих от недоедания снизилась на 1 млн. человек. Сразу подчеркнем – Судан не переживает и не может переживать серьезный голод. Как подчеркивают авторы публикации, речь идет лишь о риске такой ситуации в пяти небольших зонах страны, четыре из которых – лагеря для беженцев.
Судан располагает от 7,5 до 8,5 млн. га плодородных земель, большинство которых орошаемые. По этим показателям он значительно опережает почти все арабские и многие африканские страны. По оценкам Минсельхоза Судана, страна в текущем урожайном году может собрать 6-7 млн. тонн зерновых, прежде всего кукурузы и сорго, при среднегодовой потребности в 4-4,5 млн т. Что касается других ключевых культур, в том числе пшеницы, Судан вполне может покрыть свои нужны за счет импорта. Все эти данные имеются в распоряжении работающих в стране ВПП ООН и ФАО.
На этом фоне заключения доклада выглядят как минимум странными. Во-первых, его данные носят сугубо прогностический характер. Напомню, что в ранее опубликованных аналогичных сводках Комитета Судану уже предрекали неминуемый голод в сентябре-октябре 2024 г. Как мы видим, такие алармистские оценки не оправдались. Во-вторых, доклад подготовлен дистанционно, без сбора информации «на земле». Напомню, что еще в 2022 г. представители этой структуры исправно взаимодействовали с суданскими профильными министерствами и ведомствами, скрупулезно собирали информацию о продбезопасности, сверялись с правительством страны, которое снабжало их всеми необходимыми сведениями. Однако в течение 2024 г. таких поездок не осуществлялось.
Обратили внимание на то, что оценки Комитета не во всем схожи с анализом, проведенным страновой командой экспертов, занимающейся вопросами продовольственной безопасности (IPC), которая в отличие от членов упомянутого Комитата работает «на земле» и включает как представителей ООН и различных НПО, так и государственные структуры. На это прямо указано в представленном отчете, однако, к сожалению, дополнительных разъяснений на этот счет не приводится. Было бы интересно узнать, в каких моментах имеются расхождения в оценке ситуации с голодом в Судане?
Удивляет, что хотя страновая команда IPC до 24 декабря продолжала сверяться с суданцами по поводу содержания доклада, не дожидаясь окончания этой работы, доклад FRC был распространен в западных СМИ уже 23 декабря. Судя по всему,хотели продвинуть непроверенные спекуляции по проблеме голода до ухода на рождественские праздники. Это не может не вызывать подозрений относительно возможных манипуляций с данным материалом. То есть его авторы, не сочтя нужным должным образом координироваться с суданцами для выверки информации с опорой на источники, как это было в прошлые годы, предпочли создать медийную шумиху.
Обращает на себя внимание тот факт, что в публикациях IPC и FRC оперируют устаревшими демографическими данными, которые они получили еще в 2022 г. В учет не берется значительное число беженцев и ВПЛ, отток жителей в другие страны. Более того, в последнем докладе утверждается, что проанализирована ситуация с голодом в 15 из 18 штатов Судана, в том числе в Дарфуре и Кордофане, доступ в которые для специалистов из-за продолжающихся боевых действий ограничен или невозможен. Как же тогда авторы пришли к своим заключениям и почему эти штаты в публикации окрашены в бордовый цвет?
Изучение доклада FRC наводит на мысль о том, что проблема голода в Судане политизируется и эксплуатируется для оказания прессинга на правительство страны. А отдельные члены Совета охотно эти спекуляции подхватывают и выносят на обсуждение. Такое впечатление, что кто-то очень хочет, чтобы голод в Судане наконец-то наступил. Кроме того, за скобками остается важный момент – умышленное препятствование проведению сельхозработ, распределению продовольствия со стороны мятежников в удерживаемых ими районах, а также опустошение ими продовольственных запасов.
Г-н Председатель,
Всё упомянутое мною, безусловно, никак не снимает вопросов о тяжелейшем гуманитарном положении в Судане и проблемах суданских беженцев в соседних странах, а также необходимости предпринять меры для выправления ситуации. Как мы неоднократно подчеркивали, чтобы повысить продовольственную защищенность Судана, следует заботиться о равномерном распределении еды, а также решать вопрос с нехваткой у простых суданцев денежных средств для ее приобретения. Считаем, что вместо «инструментализации» тематики голода и гумдоступа следует уделить первостепенное внимание развитию сельского хозяйства, доступу фермеров к рынкам сбыта и распространению программ продовольственных ваучеров среди населения. Знаем, что профильные организации системы ООН такую работу осуществляют. Выступаем за расширение подобных программ.
Надежным подспорьем усилий Порт-Судана по выправлению ситуации с обеспеченностью населения продовольствием должно служить гумсодействие как по линии ооновских профильных структур и их партнеров, так и со стороны всех дружественных Судану государств. Важно, чтобы оно выстраивалось исключительно через центральное правительство, не было направлено на продвижение под прикрытием гуманитарного сюжета собственной деструктивной повестки в стране. Порт-Судан раз за разом проявляет гибкость в решении возникающих проблем – инициативно открыл доступ помощи через несколько пограничных пунктов, работает над расширением точек доставки грузов внутри Судана. Призываем при этом не нагнетать атмосферу, требуя от правительства снятия всех административных ограничений, включая выдачу виз и разрешений на перемещение. Данные вопросы являются суверенным делом Судана и требовать он него автоматизма в их решении означает ставить этот суверенитет под сомнение. Тем более что отказ в выдаче виз десятку работников из нескольких тысяч едва ли может играть решающую роль. Что касается вводимых правительством ограничений на перемещение, то они во многом направлены на повышение защищенности самих гуманитарщиков, которые, к сожалению, продолжают подвергаться опасности в Судане.
Со своей стороны, Россия продолжает вносить свой вклад в оказание гумсодействия Судану. 30 декабря 2024 г. в Порт-Судан была доставлена очередная партия российской продовольственной помощи в объеме 70 тонн.
В более широком плане решение гуманитарных и продовольственных проблем Судана неразрывно связано с необходимостью скорейшего прекращения боевых действий и выходом на политическое урегулирование. После завершения острой фазы конфликта важно осуществить практические шаги для возобновления максимально широкого межсуданского диалога. При этом считаем недопустимым любое деструктивное внешнее вмешательство в дела дружественного нам Судана.
Что касается высказанных рядом западных стран сегодня сожалений в связи с заблокированным нами 18 ноября проектом резолюции Совета Безопасности, то хотели бы подчеркнуть, что мы и впредь недопустим несбалансированных решений Совета, подрывающих в угоду внешних спонсоров нестабильности Судана его суверенитет и территориальную целостность. Убеждены в том, что суданский народ может и должен самостоятельно решать внутренние проблемы.
Благодарю за внимание.