Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя М.В.Заболоцкой на заседании СБ ООН в связи с рассмотрением доклада прокурора Международного уголовного суда о расследовании ситуации в Ливии

Г-н Председатель,

Наша позиция в отношении неэффективной и политизированной деятельности так называемого Международного уголовного суда и его так называемого прокурора была исчерпывающе изложена на прошлом заседании Совета по данному вопросу. Она нисколько не изменилась и доступна для ознакомления в стенографическом отчете заседания (S/PV.9320) от 11 мая 2023 г., а также на сайте Постоянного представительства Российской Федерации при ООН.

Однако сегодня мы вынуждены вновь задаваться вопросом, а зачем Совет Безопасности тратит время на бесполезные отписки МУС. Последний доклад прокурора по содержанию такой же пустой, как и его обещания сделать приоритетным рассмотрение ситуаций, переданных Советом. Из года в год мы читаем одни и те же отписки. Меняются только слова местами, а мы продолжаем это обсуждение. И почему-то делаем вид, что что-то происходит. Мы с интересом читаем о том, что г-н Хан занимается вопросами, например, мигрантов. Однако, что мы про это слышим? Мы слышим, что он сотрудничает со структурами ЕС по этому вопросу. В то время как на самом деле он должен был бы заниматься их нарушениями в отношении мигрантов. Это очень характерная картина. 

Картина одна и та же по всем ситуациям. По Дарфуру, например, то же самое. Результат не просто нулевой, он отрицательный, если принять во внимание обстановку в Ливии и Судане. В принципе, ничего удивительного здесь нет. Единственный реальный приоритет для МУС – это заказные процессы, беззастенчиво проплачиваемые странами Запада, вливающими в этот псевдосуд миллионы долларов под видом добровольных пожертвований.

На этом фоне удивительно слушать постоянные жалобы МУС на некую нехватку средств. У него даже регулярный годовой бюджет уже втрое больше, чем, например, у Международного суда ООН (и это не считая щедрой спонсорской помощи). 

Несмотря на это, некоторые из наших коллег по Совету призывают подумать о помощи МУС дополнительными финансовыми вливаниями. Полагаем, что мы уже достаточно долго наблюдаем прогрессирующую деградацию Суда, чтобы поверить, что дополнительные деньги могут каким-то образом исправить ситуацию.

В этой связи мы хотели бы предложить другую меру – подумать над отзывом из МУС ранее переданных туда ситуаций в Ливии и Судане. И если Совет мог отдать туда эти ситуации, то, на наш взгляд, можно их отозвать назад. Это было бы очень полезно. Потому что Совет бы освободился от заслушиваний этих так называемых докладов. Мы могли бы начать заниматься реальной помощью этим странам в том числе по вопросам усиления их правовой системы. Политический процесс и национальное примирение должны находиться в руках народов этих стран. МУС в этом деле явно не помощник. Годы прокрастинации этого псевдосуда и его функционеров по Ливии и Дарфуру говорят сами за себя ярче чем любой доклад. Заслушивание раз в полгода этих докладов об имитации работы – безусловно просто расходование впустую нашего времени. Это время должно быть уделено другим гораздо более значимым вопросам. В данный момент, наверное, вопрос ближневосточного урегулирования находится в приоритете Совета.

Годами мы слышим и другой тезис: расследование МУС в той или иной ситуации якобы предотвращает ее эскалацию, а также сдерживает стороны от совершения тяжких преступлений по международному праву. Безусловно, это красивый, звучащий тезис. Но давайте посмотрим, как это происходит в реальности.

На наш взгляд, хорошая иллюстрация – текущий кризис в Палестине, ситуацию в которой МУС предварительно изучает с 2015 года, а формально расследует с 2021.

6 ноября, спустя почти месяц после начала текущего витка эскалации, Генеральный секретарь ООН заявил, что «было убито больше сотрудников ООН по оказанию помощи, чем за любой сопоставимый период в истории нашей Организации. … Газа становится кладбищем для детей …каждый день сотни девочек и мальчиков погибают или получают ранения».

Казалось бы, если ещё с 2021 года по ситуации в Палестине МУС ведет расследование – сейчас он, наверное, должен был бы предпринимать какие-то срочные действия. Выдавать ордера, что-то еще делать. Но нет, ничего такого мы не видим. Британский псевдопрокурор читает лекции про международное гуманитарное право. Кому он их адресует – понять невозможно. Проснитесь, г-н Хан, ооновские агентства с несвойственной им прямотой говорят о военных преступлениях.

Впрочем, в бездействии этого псевдосуда по ситуации в Палестине нет ничего удивительного. И если кто-то еще имел какие-то иллюзии по поводу этой организации, то, мне кажется, на данный момент уже не должно быть никаких сомнений. Эта ситуация прояснила любой туман в этом вопросе. Мусовские прокуроры играют роль «принципиальных» только тогда, когда это выгодно Западу. Они готовы состряпать ордера на арест под заказ в считанные дни. За отдельную плату могут приурочить их выдачу к конкретным событиям. Хотите обелить натовскую агрессию по Ливии – пожалуйста. Желаете отвлечь внимание от российско-китайского саммита или саммита БРИКС – вот вам еще один липовый ордер.

Верно и обратное: когда расследование вредит интересам Запада, оно прекращается. Мы же все помним, что именно так поступил нынешний британский прокурор МУС с расследованиями военных преступлений США и Великобритании в Ираке и Афганистане.

В этой связи нам жаль палестинцев, которые до последнего возлагали на МУС искренние надежды. Никакой справедливости от этой марионеточной, продажной и прозападной псевдосудебной организации ожидать не стоит.

Сегодняшний МУС – это не только бездонная пропасть для финансовых ресурсов, это не только символ пустых надежд и зря потраченного времени. Это живая иллюстрация деградации и вырождения международного уголовного правосудия. Очень жаль, что это все происходит на наших глазах. Когда все идеалы Нюрнберга оказались преданы. МУС стараниями своих коррумпированных функционеров скатился до карательного инструмента по сведению политических счетов с теми, кто «перешел дорогу» коллективному Западу. Что может иметь общего такая организация с правосудием? 

Г-н Председатель,

Хотели бы вновь подчеркнуть, что МУС, как марионеточная политизированная структура, к тому же созданная на основании договора между ограниченным числом стран, в принципе не должна иметь возможности вторгаться в нормальное функционирование ООН и ее органов. Ни копейки из регулярного бюджета всемирной Организации не должно идти на этот «кукольный трибунал». Требуем от Генерального секретаря строго следить за этим. 

Благодарю Вас.

Видео выступления