Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Финансирование

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 17 Устава ООН Генеральная Ассамблея (ГА) рассматривает и утверждает ее бюджеты, а государства-члены несут расходы на основе установленных ГА шкал взносов.

До утверждения ГА проекты бюджетов подлежат рассмотрению в ее Пятом комитете, на который возложена ответственность за рассмотрение административных и бюджетных вопросов (резолюция 45/248 B). В его работе участвуют представители всех 193 государств-членов. Пятый комитет ГА рассматривает входящие в его компетенцию вопросы на основе рекомендаций Консультативного комитета ООН по административным и бюджетным вопросам (ККАБВ), являющегося экспертным органом, в состав которого входит 21 член, избираемый в личном качестве.

Государства-члены выплачивают взносы в регулярный бюджет (РБ) и бюджеты операций по поддержанию мира (ОПМ) согласно шкалам взносов, которые принимаются на трехлетний период (см. резолюции 76/238 и 76/239, а также приложение к докладу Генсекретаря A/76/296/Rev.1/Add.1). На основной части 79-й сессии ГА планируется обсуждение шкал взносов на 2025-2027 гг.

Подробнее с направлениями деятельности Пятого комитета ГА можно ознакомиться на его сайте в сети Интернет по адресу: http://www.un.org/en/ga/fifth.

Информация о ККАБВ представлена на его сайте в сети Интернет по адресу: https://www.un.org/ga/acabq.

Регулярный бюджет (бюджет по программам)

РБ утверждается на один год. Финансовый год длится с 1 января по 31 декабря. РБ на 2023 г. принят в размере 3,1 млрд долл. США.

По линии РБ финансируется программная деятельность подразделений Секретариата в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, в отделениях ООН в Женеве, Вене и Найроби, а также региональных экономических комиссий ООН и специальных политических миссий (СПМ).

Подробнее со структурой и направлениями деятельности Секретариата можно ознакомиться на его сайте в сети Интернет по адресу: http://www.un.org/en/sections/about-un/secretariat/index.html.

Сведения об СПМ размещены в сети Интернет по адресу: https://www.unmissions.org.

Шкала взносов для выплат в РБ утверждается ГА на трехлетний период на основе рекомендаций Комитета по взносам ООН, в состав которого входят 18 экспертов, избираемых в личном качестве.

Шкала взносов в РБ рассчитывается на основе платежеспособности государства, т.е. с учетом его макроэкономических показателей за последние годы (валовой национальный доход – ВНД), которые корректируются в зависимости от колебаний курса национальной валюты, уровня ВНД на душу населения, а также других факторов. Максимальная ставка («потолок») взноса в РБ ограничена 22%, минимальная ставка («пол») составляет 0,001%.

В соответствии с действующей шкалой взносов основными плательщиками в РБ в 2022-2024 гг. являются: США (22,0%), Китай (15,3%), Япония (8,0%), Германия (6,1%), Великобритания (4,4%), Франция (4,3%), Италия (3,2%), Канада (2,6%), Республика Корея (2,6%), Испания (2,1%), Австралия (2,1%), Бразилия (2,0%), Россия (1,9%), Нидерланды (1,4%), Саудовская Аравия (1,2%), Мексика (1,2%), Швейцария (1,1%) и Индия (1%).

Бюджеты операций ООН по поддержанию мира

Бюджеты ОПМ утверждаются на один год. Каждая ОПМ финансируется по линии своего бюджета. Финансовый год ОПМ не соответствует календарному и длится с 1 июля текущего года по 30 июня следующего года. Бюджеты развернутых в настоящее время 11 ОПМ (включая Отделение ООН по поддержке в Сомали, но без 2 ОПМ, финансируемых из РБ) и поддерживающих их структур (База материально-технического снабжения ООН / Глобальный центр обслуживания в Бриндизи (Италия) и дублирующий узел связи в Валенсии (Испания), Региональный центр обслуживания в Энтеббе (Уганда)) на период с 1 июля 2022 г. по 30 июня 2023 г. составляют в совокупности 6,3 млрд долл. США.

Сведения об ОПМ размещены в сети Интернет по адресам: https://peacekeeping.un.org/en и https://www.unmissions.org.

Шкала взносов в бюджеты ОПМ основана на шкале взносов в РБ. Плательщиков можно условно разделить на три группы:

  • в первую входят постоянные члены Совета Безопасности (СБ) ООН (в т.ч. Россия), чьи ставки взносов в бюджеты ОПМ выше ставок по шкале взносов в РБ (за счет оплаты скидок, предоставляемых другим государствам) ввиду особой ответственности постоянных членов СБ ООН за поддержание международного мира и безопасности;
  • во вторую – государства (в основном развитые), чьи ставки взносов равны их ставкам в РБ;
  • в третью (которая подразделяется на ряд подгрупп) – развивающиеся и наименее развитые государства, получающие скидки различной величины, чьи ставки взносов в связи с этим ниже их ставок по шкале в РБ. Образующаяся в результате этих скидок разница пропорционально распределяется между постоянными членами СБ ООН.

ССогласно действующей шкале взносов основными плательщиками в бюджеты ОПМ в 2022/2023 фин. г. являются: США (26,9%), Китай (18,7%), Япония (8,0%), Германия (6,1%), Великобритания (5,4%), Франция (5,3%), Италия (3,2%), Канада (2,6%), Республика Корея (2,6%), Россия (2,3%), Испания (2,1%), Австралия (2,1%), Нидерланды (1,4%), Саудовская Аравия (1,2%) и Швейцария (1,1%).

Бюджет Международного остаточного механизма для уголовных трибуналов

ББюджет МОМУТ утверждается на один год. Финансовый год длится с 1 января по 31 декабря. Бюджет МОМУТ на 2023 г. составляет 75,0 млн долл. США.

Шкала взносов в бюджет МОМУТ отличается от распределения долей в РБ и бюджеты ОПМ. Ставка взноса государства в бюджет МОМУТ рассчитывается как среднее арифметическое ставок в РБ и бюджеты ОПМ. Ставка взноса России в бюджет МОМУТ в 2022-2024 гг. составляет 2,1%.