Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.К.Сафронкова на совместном брифинге трех антитеррористических комитетов СБ ООН

Уважаемый г-н Председатель,

Поздравляем делегацию Боливии с началом председательства в Совете Безопасности ООН. Отмечаем своевременный характер проведения совместного брифинга трех важных вспомогательных органов. Благодарим всех докладчиков, каждый из которых четко идентифицировал задачи, которые стоят перед СБ, всем международным сообществом в борьбе с террористической угрозой.

Признательны Постоянному представителю Перу за развернутый доклад о деятельности Контртеррористического комитета СБ (КТК) и его Исполдиректората (КТИД). Ядром мандата КТК должна оставаться профессиональная и беспристрастная оценка антитеррористических усилий государств. Приняли к сведению, что количество мониторинговых миссий, в том числе осуществляемых совместно с другими органами СБ и Управлением по контртерроризму, значительно возросло. Отмечаем в позитивном ключе усилия Замгенсекретаря Владимира Воронкова и исполдиректора КТИД М.Конинкс.

Напомним, что пункт 12 резолюции СБ 2395 предписывает руководству Комитета отчитываться перед Советом о проблемах в части получения согласия государств на организацию визитов и итоговые доклады, а также о том, как, выполняются рекомендации КТК. Рассчитываем на подробный анализ ситуации в этой сфере.

Согласны с тем, что сведения об актуальных угрозах и передовых методах борьбы с терроризмом являются важнейшим направлением в деятельности Комитета. Вместе с тем бросается в глаза, что внимание Исполдиректората зачастую в ущерб контртеррористическим задачам смещается к таким темам, как реабилитация и реинтеграция террористов, укрепление роли женщин, защита прав человека и взаимодействие с гражданским обществом. Вопросы сами по себе, конечно, важные, но не имеющие непосредственного отношения к базовому мандату этой структуры. Важно, чтобы в фокусе работы Комитета оставались усилия на контртеррористическом треке, иначе возникнет риск потери основных ориентиров.

Считаем контрпродуктивными попытки трансформировать КТК и его Исполдиректорат с их уникальным инструментарием в квазиправозащитный механизм. Тем более неприемлемым является внедрение в повестку дня Комитета обособленных методов работы с некими «насильственными экстремистами» и «насильственно-экстремистскими группами». Усматриваем в этом целенаправленную линию на подмену понятий и подрыв международно-правовой базы антитеррора с целью выведения «ручных» террористов из-под ответственности.

Предлагаем вместо этого Комитету и его Исполдиректорату сфокусироваться на действительно злободневных темах противодействия подстрекательству терроризму и его пропаганде на базе резолюций СБ 1624 и 2354, а также пресечения оружейной подпитки террористов во исполнение резолюции СБ 2370. На этих направлениях еще многое предстоит сделать.

Говоря об уникальности мандата КТК и КТИД, хотели бы обратить внимание на отличавшие эти структуры с момента учреждения деполитизированность и профессионализм. В этой связи считаем неприемлемыми попытки отдельных членов Комитета оказывать давление на Исполдиректорат с целью ограничения его взаимодействия с теми или иными международными организациями, занимающимися вопросами антитеррора.

Рассчитываем на то, что сам КТИД будет строго следовать своим собственным процедурам и практикам, наработанным годами и оставаться объединительной платформой.

Отмечаем работу Комитета СБ 1267 по санкциям в отношении «Исламского государства» и «Аль-Каиды». Считаем его одним из самых эффективных механизмов Совета на контртеррористическом направлении. С удовлетворением отмечаем, что в этом есть большая заслуга Казахстана, лично посла К.Е.Умарова, занимающего кресло председателя комитета.

Принципиально важной считаем задачу эффективной имплементации резолюций СБ ООН по антитеррористическому санкционному режиму в отношении ИГИЛ/«Аль-Каиды». С учетом нарастающего присутствия ИГИЛ в Афганистане с угрозой дальнейшей экспансии джихадистов в государства Центральной Азии одной из приоритетных задач считаем распространение антитеррористического санкционного режима Совета Безопасности на лица и организации, входящие и непосредственно связанные с афганским «крылом» экстремистской организации «Исламское государство». Целесообразно продолжать концентрироваться на проблеме иностранных террористов-боевиков ‑ фигурантов антитеррористических санкционных списков, которые активно перемещаются в государства исхода или в третьи страны из Сирии и Ирака, с целью предупреждения и пресечения их преступной активности.

Поддерживаем эффективную работу Мониторинговой группы, доклады которой являются важным подспорьем в нашей общей работе. Призываем государства-члены к тесному взаимодействию с экспертами. Рассчитываем, что доклады Мониторинговой группы будут носить максимально объективный характер и опираться только на проверенные источники информации.

Немаловажным фактором в работе считаем страновые визиты МГ. Рассчитываем, что в фокусе будут поездки в страны, находящиеся в состоянии вооруженного противостояния международному терроризму, и государства, вплотную сталкивающиеся с террористическими проявлениями. Это критически важно для получения информации из первых рук.

Резолюция СБ 1540 – ключевой универсальный юридически обязывающий документ в области нераспространения ОМУ, предписывающий всем странам принимать эффективные меры с целью недопущения попадания оружия массового уничтожения и любых материалов, а также средств его доставки в руки негосударственных субъектов.

В целом удовлетворены ходом выполнения резолюции. Высоко оцениваем усилия Комитета СБ 1540 под председательством Боливии и группы экспертов этого, по организации курсов для национальных контактных пунктов, проведению страновых визитов в целях выработки добровольных национальных планов действий, оказанию содействия странам, которые в этом нуждаются, поддержанию контактов с профильными международными, региональными и субрегиональными организациями. Предстоит еще многое сделать, чтобы реализовать базовую установку – добиться выполнения резолюции всеми странами и в полном объеме.

Россия активно работает не только над выполнением положений резолюции, но и оказывает посильное содействие другим государствам. При поддержке Управления ООН по вопросам разоружения и ОБСЕ нами организованы курсы по вопросам резолюции 1540 для стран-членов ОБСЕ в Ростове-на-Дону. Федеральная служба технического и экспортного контроля России проведет для государств-участников СНГ семинар по вопросам экспортного контроля через несколько дней в Москве.

Необходима жесткая реакция СБ ООН на любые факты нарушения резолюции 1540, оказание негосударственным субъектам содействия в получении доступа к ОМУ, в частности, химоружию. Вызовы в этой сфере требуют объединения международных усилий, отказа от двойных стандартов. В этой связи напоминаем об инициативе Российской Федерации разработать и принять конвенцию по борьбе с актами химического и биологического терроризма.

Г-н Председатель, сегодняшняя дискуссия подтверждает, что искоренение терроризма возможно исключительно в рамках широкого международного сотрудничества. Призываем перейти к практическим шагам по формированию международной контртеррористической коалиции.

Благодарю за внимание.