Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации на сессии Комиссии ООН по разоружению 2015 года

Уважаемый г-н Председатель,

Российская Федерация последовательно выступает за комплексный многосторонний подход в решении проблем разоружения при условии соблюдения принципов стратегической стабильности, равной и неделимой безопасности для всех. Подтверждаем центральную роль ООН в международных усилиях по обеспечению глобальной стабильности, а также в противодействии новым вызовам и угрозам. Мы привержены работе по укреплению, совершенствованию и повышению эффективности разоруженческого механизма ООН, неотъемлемой частью которого является Комиссия ООН по разоружению (КОР).

Несомненно, КОР должна выполнять свой мандат. Задача, поставленная перед КОР почти 40 лет назад на первой спецсессии ГА ООН по разоружению – разработка рекомендаций по различным проблемам в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения (КВРН) – нисколько не утратила своей актуальности. Солидный экспертный потенциал и  многолетний опыт работы Комиссии, на наш взгляд, сейчас как никогда востребованы для решения проблем международной безопасности и глобальной стабильности.

Не должно быть иллюзий – Комиссии присущи те же проблемы, которые тормозят эффективную работу и других элементов ооновской разоруженческой «триады». Это, прежде всего, дефицит политической воли к взаимному учету различий в приоритетах государств.

Мы готовы рассматривать любые идеи, направленные на активизацию деятельности КОР, однако главным критерием должен быть принцип «не навреди». Комиссия имеет опыт результативной работы на базе существующих правил процедуры, опирающихся на принцип консенсуса. Это основополагающий для переговорного процесса в области многостороннего контроля над вооружениями принцип. Отход от принципа консенсуса был бы чреват пагубными последствиями для международной безопасности.

Считаем, что прежде всего нам необходимо принять добротную повестку дня как основу нашей работы на предстоящие три года. Возможности для приемлемых для всех компромиссов по содержательному наполнению повестки дня, на наш взгляд, имеются. Так, в ходе подготовки к сессии мы высказали ряд предложений по ее формированию, готовы изучить идеи и других государств. Важно как можно скорее завершить организационные дискуссии и приступить к предметной работе.

Через три недели открывается, пожалуй, самое ответственное на нашем направлении мероприятие – очередная Конференция по рассмотрению действия ДНЯО (ОК ДНЯО-2015). Россия рассматривает ДНЯО в качестве основы глобального режима ядерного нераспространения и международной безопасности. Одна из важнейших задач Конференции – подтвердить приверженность целям Договора, обязательствам по нему, а также его укреплению на основе долгосрочного Плана действий 2010 года, который сохраняет свою актуальность. Зафиксированные в нем консенсусные положения, основанные на балансе трех составляющих ДНЯО (нераспространение, разоружение и мирное использование атомной энергии), должны быть выполнены. Надеемся, что на ОК удастся выработать и новые решения, идущие в развитие этого документа.

Большую озабоченность вызывает отсутствие прогресса в реализации решения ОК ДНЯО-2010 о созыве Конференции по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного и других видов оружия массового уничтожения и средств их доставки (ЗСОМУ). Несмотря на немалые усилия, предпринятые в т.ч. Россией, провести это важнейшее мероприятие в установленный срок не удалось. Тем не менее, задача создания ЗСОМУ стоит в международной повестке дня, и мы считаем важным продолжать диалог с участием стран региона в интересах безотлагательного созыва Конференции. Для решения этого вопроса запущен беспрецедентный процесс. Уже то, что все вовлеченные в этот процесс стороны садились вместе за стол переговоров, является значительным позитивом. Важно не растерять этот опыт и использовать его для будущей работы на данном направлении.

Выступаем за дальнейшее расширение ареала безъядерных зон, которые, безусловно, приближают нас к миру без ядерного оружия. Важным вкладом в этот процесс стало подписание ядерными державами в мае 2014 года Протокола к Договору о зоне, свободной от ядерного оружия (ЗСЯО), в Центральной Азии. В России завершаются внутригосударственные процедуры ратификации этого Протокола. Рассчитываем и на скорейшее правовое оформление ЗСЯО в Юго-Восточной Азии. Внутригосударственные процедуры, позволяющие подписать соответствующий протокол к Бангкокскому договору, у нас выполнены.

Насущной остается задача наращивания многостороннего сотрудничества на основе резолюции СБ ООН 1540 и таких механизмов, как Глобальная инициатива по борьбе с актами ядерного терроризма, а также в рамках многосторонних режимов экспортного контроля по недопущению попадания ядерных материалов и соответствующих технологий в руки негосударственных субъектов, прежде всего террористов.

Освобождение мира от угрозы, которую несет ОМУ, включая ядерное, остается одним из главных приоритетов международного сообщества. Россия активно работает в этом направлении, предпринимая конкретные шаги по ограничению и сокращению ядерных арсеналов. За последние четверть века они уменьшились в разы. Процесс будет продолжен в соответствии с Договором о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ), согласно которому к началу 2018 г. стратегический арсенал России не будет превышать 1550 боезарядов на 700 развернутых носителях. Активно работаем над решением этой задачи.

Как подтвердил Президент России В.В.Путин, мы готовы к самому серьезному предметному диалогу по вопросам ядерного разоружения, но именно к серьезному, без двойных стандартов. Необходим, в частности, учет  потенциала высокоточных неядерных вооружений. Нельзя допустить ситуации, когда страны-лидеры в создании и производстве подобных ударных систем, дополняемых средствами ПРО, получат явное военное преимущество, чреватое сломом стратегического паритета и общей дестабилизацией международной обстановки.

Исходим из того, что продвижение к безъядерному миру невозможно без формирования надлежащих международных условий, которые позволяли бы осуществлять сокращение и ограничение ядерных вооружений в обстановке укрепления стратегической стабильности, равной и неделимой безопасности для всех. Именно такой путь предполагают решения, уже принятые в рамках ДНЯО.

Одним из крайне деструктивных факторов остается одностороннее, ничем не ограниченное развертывание глобальной системы ПРО США. Противоракетные проекты США реализуются под надуманными предлогами и в ущерб безопасности других государств, что серьезно осложняет международные отношения не только в Евроатлантическом пространстве, но и в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Ускоренное развертывание системы ПРО США встает серьезным препятствием на пути дальнейшего ядерного разоружения и создает опасные предпосылки для возобновления гонки ядерных вооружений. Снять остроту этой проблемы можно только в том случае, если государства, занимающиеся созданием противоракетного потенциала, станут не на словах, а на деле руководствоваться согласованным в рамках ОБСЕ универсальным принципом, гласящим, что попытки укрепления собственной безопасности за счет безопасности других недопустимы. Неукоснительное следование этому правилу должно стать отправной точкой для поиска взаимоприемлемых развязок по любым вопросам международной безопасности.

Нас также серьезно беспокоит, что спустя почти 20 лет со времени открытия к подписанию на неопределенную перспективу отодвигается вступление в силу договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Несмотря на всю важность такой меры как добровольный мораторий на ядерные испытания, она не может подменить собой договорные обязательства. Необходима ратификация ДВЗЯИ всеми без исключения ядерными государствами. Россия сделала это еще в 2000 году. Призываем все государства, как подписавшие, так и ратифицировавшие ДВЗЯИ, продолжать выполнять его основные положения.

К негативным факторам стратегического характера относится и нежелание некоторых государств отказаться от возможности размещения оружия в космосе и предпринимать меры по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве, в частности способствовать заключению соответствующего международного юридически обязывающего соглашения. Основой для такого соглашения может стать российско-китайский проект договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов (ДПРОК), обновленная версия которого находится на рассмотрении Конференции по разоружению и пользуется поддержкой всех ответственных государств.

Важной промежуточной мерой на пути к ДПРОК призвана стать глобализация российской инициативы/политического обязательства не размещать первыми оружие в космосе (НПОК). К нашей инициативе уже официально присоединились все страны ОДКБ, а также Бразилия, Индонезия, Шри-Ланка, Аргентина и Куба. Все большее число государств готовится последовать этому достойному примеру. На нынешней сессии ГА ООН впервые принята резолюция по НПОК, соавторами которой выступили 34 государства. Голосование показало, что наша инициатива пользуется подавляющей поддержкой международного сообщества. Те государства, которые были вынуждены пока воздержаться от поддержки резолюции по НПОК, наглядно продемонстрировали лишь свою зависимость от государств, вынашивающих планы размещения первыми оружия в космосе, и неспособность выразить свое национальное мнение.

Перспективным направлением остается многостороннее сотрудничество по мерам транспарентности и доверия в космической деятельности (МТДК) и внедрение их в международную практику. На прошлой сессии КОР состоялось пилотное обсуждение этой темы на основе российского дискуссионного документа о повышении транспарентности и мерах доверия в сфере обычных вооружений с акцентом на предотвращение размещение оружия в космосе.

Призываем всех принять активное участие в запланированном на 70-ю сессию ГА ООН совместном заседании Первого и Четвертого комитетов по тематике МТДК.

Возвращаясь к вопросу ядерного разоружения, следует отметить, что для дальнейших шагов необходимо подключение к этому процессу всех без исключения государств, обладающих оружейным ядерным потенциалом. С новым ДСНВ Россия и США подошли к рубежу, когда игнорировать потенциалы «третьих стран» уже не представляется возможным. Очевидно, что решение этой задачи потребует формирования соответствующих многосторонних политических и нормативных рамок. Мы, конечно же, приветствуем односторонние меры отдельных государств по сокращению своих ядерных потенциалов, но не можем не учитывать, что такие меры никак не закреплены в международно-правовом плане, не поддаются проверке и в любой момент могут быть  пересмотрены.

Что касается нестратегического ядерного оружия (НСЯО), то хотели бы напомнить, что в рамках реализации т.н. Президентских инициатив 1991-92 гг. Россия на три четверти сократила свой арсенал таких средств, перевела их в категорию неразвернутых и сосредоточила на центральных базах хранения в пределах национальной территории. Это – беспрецедентная односторонняя мера ядерного «деалертинга», которая реализована и остается в силе, даже несмотря на то, что в непосредственной близости от нас, на территории европейских государств НАТО по-прежнему в оперативно развернутом состоянии сохраняется ядерное оружие США, нацеленное на Россию и способное в короткие сроки достигать российской территории. Более того, идет активная модернизация таких американских вооружений, причем европейские неядерные члены НАТО активно участвуют в т.н. совместных ядерных миссиях. Отработка навыков применения ядерного оружия при непосредственном участии «неядерных» стран НАТО, подтвержденная решениями прошлогоднего саммита НАТО в Уэльсе, выглядит особо цинично в нынешнем году, когда мы все со скорбью отмечаем 70-летие со дня применения американского ядерного оружия против гражданского населения Хиросимы и Нагасаки. Кроме того, нельзя забывать, что все это является грубейшим нарушением двух первых основополагающих статей ДНЯО.

26 марта мы отметили 40-летие вступления в силу Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО) – первого международного договора, запретившего целый вид ОМУ. Вместе с тем Конвенция является продуктом своего времени и с учетом современных реалий имеет серьезные недостатки, главный из которых – отсутствие механизма контроля за соблюдением ее положений. Мы намерены продолжить обсуждение в международном формате вопросов укрепления Конвенции с тем, чтобы достичь практических решений уже на VIII Обзорной конференции в ноябре 2016 г. Призываем участников КБТО, которые по-прежнему сохраняют оговорки к Женевскому протоколу 1925 г. – единственному документу, напрямую запрещающему применение биооружия – снять их в возможно короткие сроки.

Среди позитивных моментов последнего времени следует особо отметить не имеющую аналогов операцию по химической демилитаризации. Вывоз из Сирии летом прошлого года всех компонентов химоружия и их последующая ликвидация стали возможными благодаря беспрецедентной политической воле Правительства Сирии, а также решающему политическому и материальному вкладу России и, конечно же, слаженной работе ООН, ОЗХО и многих заинтересованных государств.

Исходя из сегодняшнего состояния дел, всю дальнейшую работу по сирийскому химическому досье следует вести в рутинном режиме под эгидой ОЗХО. С момента присоединения к КЗХО Дамаск неизменно демонстрирует полную транспарентность и кооперабельность, что неоднократно отражалось в документах ООН и ОЗХО.

С учетом того, что тема обычных вооружений является предметом детального рассмотрения на сессиях КОР, хотим отметить, что приостановление участия России в Совместной консультативной группе (СКГ) по Договору об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ) является процедурным, а не политическим шагом. В 2007 году, принимая решение о приостановлении действия ДОВСЕ, мы решили сделать временное исключение для СКГ как потенциальной диалоговой площадки, однако наши ожидания не оправдались. Наш нынешний шаг отнюдь не означает отказа от дальнейшего разговора по вопросам контроля над обычными вооружениями в Европе (КОВЕ). Мы сохраняем полную готовность к обсуждению нового менее затратного режима КОВЕ, тщательно продуманного, всесторонне взвешенного, учитывающего интересы безопасности всех без исключения государств, если и когда наши партнеры созреют для такого диалога.

В условиях неурегулированности проблемы обычных вооружений в Европе и прекращения Западом сотрудничества с Россией по военной линии дальнейшее развитие зафиксированных в Венском документе мер укрепления доверия и безопасности (МДБ) представляется весьма проблематичным. Считаем важным на данным этапе сконцентрироваться прежде всего на безусловном соблюдении всеми сторонами уже согласованных МДБ.

Обращаем отдельное внимание на чрезмерное сосредоточение обычных вооружений в отдельных странах и регионах, что значительно усиливает риски возникновения вооруженных конфликтов. В связи с этим важнейшую задачу многосторонних механизмов транспарентности видим в своевременном выявлении фактов дестабилизирующих накоплений оружия, а также в создании возможностей для диалога между государствами с целью устранения подобных озабоченностей.

Считаем необходимым принятие конкретных и действенных мер, направленных на предотвращение нелегального оборота легкого и стрелкового оружия (ЛСО). Среди них – введение универсального запрета на передачи ЛСО негосударственным субъектам, укрепление контроля за реэкспортом оружия, борьба с незаконным брокерством, постоянная проверка экспортером условий хранения и целевого использования ЛСО импортером. Все эти меры снизили бы вероятность попадания ЛСО в руки незаконных вооруженных формирований и террористических группировок. Нельзя забывать, что наша главная задача – предотвращение превращения оружия в инструмент нарушения фундаментальных прав человека и дестабилизации гражданского общества.

Г-н Председатель, 

Даже такой беглый обзор актуальных задач КВРН, на наш взгляд, подтверждает востребованность нашего диалога в КОР на основе имеющегося мандата и выверенных принципов консенсуса, позволяющих добиваться оптимальных и приемлемых для всех результатов. Поэтому мы предлагаем «не изобретать заново колесо», не придумывать какие-то «новые форматы», а сосредоточиться на интенсивной работе по поиску адекватных ответов на насущные проблемы. Эффективность КОР зависит не от каких-то эфемерных ее преобразований, а от конкретных реальных дел каждого государства. Давайте будем самокритичны: ситуация в КОР является прямым отражением того, как мы с Вами в ее рамках работаем.

 Хочу заверить Вас, что российская делегация на сессии Комиссии ООН по разоружению 2015 г. готова конструктивно взаимодействовать со всеми делегациями с целью выработки общеприемлемых подходов.