Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на брифинге СБ ООН о деятельности Отделения ООН для Западной Африки и Сахеля

Г-н Председатель, 

Благодарим Специального представителя Генсекретаря по Западной Африке и Сахелю Мохаммеда Ибн Чамбаса за изложенную информацию. 

Хотели бы вновь заверить Вас в том, что Россия поддерживает Ваши личные усилия, а также деятельность руководимого Вами Отделения ООН в разрешении региональных кризисов, вопросах политического посредничества и оказания содействия улучшению государственных институтов, а также поиска путей экономического развития и борьбы с терроризмом. Масштабы и результаты Вашей работы заслуживают самых высоких оценок. 

Отрадно, что политическая ситуация в регионе в целом оставалась стабильной. В первой половине с.г. без серьезных нарушений состоялись выборы во многих странах региона – Нигерии, Сенегале, Гвинее-Бисау, Бенине. Рассчитываем, что продолжающийся в некоторых западноафриканских странах электоральный цикл также пройдет в условиях законности и правопорядка. 

Вместе с тем обстановка с безопасностью в Сахаро-Сахельском регионе и ряде стран западной Африки остается сложной. Закрепившийся там террористический интернационал наращивает активность, стремясь расширить географию своих действий, появляются новые радикальные группировки и лидеры. Корни ситуации – внешняя интервенция и последовавший развал государственности в Ливии в 2011 г. Сохраняющиеся в странах Сахеля острые внутриполитические и социально-экономические проблемы, межэтнические и межконфессиональные противоречия подпитывают деятельность разветвленной сети джихадистских структур. Коллективные шаги государств региона и внешних партнеров по противодействию этим вызовам пока не обеспечивают перелома в борьбе с экстремистами.

В Мали продолжается затяжной конфликт, осложненный вмешательством различных региональных тергруппировок, вакуумом власти на севере. Прочно окопавшиеся в стране экстремисты переносят деятельность на территорию соседних Нигера, Буркина- Фасо, Кот-д'Ивуара. Растет число жертв нападений джихадистов.

Неутешительные оценки в докладе Генсекретаря, а также выводы, сделанные по итогам мартовской Миссии СБ в регион, свидетельствуют, в частности, о несостоятельности идеи сворачивания МООНСМА на данном этапе.

В Нигерии, Нигере, Чаде и Буркина-Фасо расширяется терактивность «Боко Харам». В Буркина-Фасо проявляет себя связанная с ИГИЛ «Ансар аль-Ислам».

Международное и африканское сообщество держит ситуацию в Сахаро- Сахеле в фокусе постоянного внимания. Важным элементом работы на этом направлении выступает комплексная стратегия ООН, нацеленная на повышение эффективности госуправления, укрепление потенциала национальных и региональных механизмов безопасности, осуществление мероприятий в области развития в странах региона. Продолжается оказание финансовой, военной и гуманитарной помощи по линии различных международных программ, ооновских миссий, а также на двусторонней основе.

«Сахельская пятерка» продолжает усилия по обеспечению полноформатного развертывания совместных сил (СССП) по борьбе с терроризмом, оргпреступностью и наркотрафиком. К настоящему времени в активе СССП – проведение нескольких операций «на местности». 

Высоко оцениваем деятельность Отделения ООН для Западной Африки и Сахеля и специализированных агентств ООН по оказанию широкоформатного содействия западноафриканским странам. Принципиально важно, что такие усилия предпринимаются в тесной координации с Африканским Союзом, Экономическим сообществом Западноафриканских государств и другими организациями. 

Считаем важным повышать эффективность Комплексной стратегии ООН для Сахеля и соответствующего плана поддержки региона. В реализации этих документов приоритетное значение имеет мнение стран, для которых она разработана. 

Г-н Председатель,

Мы считаем, что нельзя обойтись и без должной координации многочисленных программ оказания содействия региону. Их эффективность зависит и от того, действуют ли присутствующие там структуры – прежде всего, те, которые относятся к системе ООН, – в рамках своей сферы ответственности и с учетом принципа «разделения труда». Как представляется, только коллективными целенаправленными действиями, осуществляемыми в соответствующих форматах и не создающих «конфликта компетенций», мы сможем добиться искомого результата. 

Россия продолжает активно участвовать в решении проблем региона Западной Африки и Сахеля. Предпринимаем шаги по налаживанию эффективного сотрудничества с «Сахельской пятеркой». В апреле с.г. состоялся первый визит в Москву делегации этого объединения во главе с постоянным секретарем М.С.Сидику, в рамках которого достигнуты договоренности об укреплении полноформатного практического взаимодействия.

На двусторонней основе продолжаем оказывать содействие укреплению боеспособности армий и силовых структур региональных государств. В частности, в российских учебных заведениях продолжают проходить подготовку военнослужащие и полицейские Мали, Нигера и Буркина Фасо. Намерены и далее осуществлять такую помощь нашим западноафриканским друзьям.

Благодарю Вас.