Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского в ходе закрытой видеоконференции членов СБ ООН по ситуации с распространением COVID-19 в Венесуэле.

Г-н Председатель,

Позвольте поблагодарить г-жу Рину Гелани из Управления ООН по координации гуманитарных вопросов за ее оценки ситуации в Венесуэле в свете пандемии коронавируса.

Хотели бы также поблагодарить наших коллег по Совету, которые внезапно продемонстрировали желание обсудить гуманитарную обстановку в Венесуэле именно в тот момент, когда мы 22 апреля подняли вопрос о попытках Соединенных Штатов использовать ситуацию с пандемией в Венесуэле, чтобы усилить политическое и военное давление на законное правительство страны.  

Вашей находчивостью можно лишь восхищаться. Однако так как причина сегодняшнего заседания – ситуация с пандемией вируса COVID-19, предлагаем обратиться к цифрам. Согласно данным ВОЗ, в Венесуэле на данный момент зарегистрировано около 325 подтвержденных случаев коронавируса и 10 вызванных им смертей, что ставит Венесуэлу практически в самый конец печального списка латиноамериканских стран по уровню заболеваемости COVID-19. Для сравнения – в соседней Колумбии зарегистрировано 5 379 случаев и 244 смерти.

Так в чем же заключается смысл обсуждения этого вопроса сегодня? Судя по имеющимся данным, соседние страны заслуживают такой дискуссии намного больше, чем сама Венесуэла.

Достичь столь впечатляющих результатов Венесуэле удалось благодаря тому, что сразу после выявления первых случаев заболевания, правительство страны объявило чрезвычайное положение и приняло все необходимые меры профилактики,

Важно подчеркнуть, что, согласно данным ВОЗ и ПРООН, благодаря предпринимаемым усилиям и сотрудничеству со специализированными агентствами, фондами и программами ООН, Венесуэла смогла занять лидирующие позиции по количеству тестов COVID-19 на душу населения среди стран Латинской Америки и Карибского бассейна.

Нельзя также забывать, что усилия Правительства Венесуэлы по борьбе с пандемией предпринимаются вопреки ужесточающимся американским санкциям.

На финансовые ресурсы Боливарианской Республики в размере 9 млрд. долл. США наложен арест в США и ряде европейских стран. Эти деньги могли бы быть направлены на улучшение системы соцобеспечения, покупку необходимого оборудования и медикаментов за рубежом. Страны Европейского союза в этом отношении ничуть не лучше США, поскольку они руководствуются американскими мерами в страхе самим попасть под санкции.

Приведем один пример: по состоянию на апрель 2020 г., американский «Ситибанк» в Нью-Йорке заморозил принадлежащие Центральному банку Венесуэлы  активы стоимостью 350 млн. долл. США и начал трансфер этих средств в Федеральный резерв США. Крупные активы, принадлежащие Венесуэле, также были конфискованы в Великобритании, Португалии, Бельгии, Германии.

Неоднократно слышали заверения США, что их санкции якобы не влияют на простых людей, так как медицинские товары и продовольствие «исключены из списка санкционных продуктов». Однако, как было доказано уже много раз, эти исключения не работают, так как иностранные банки и компании стремятся избежать непрямых санкций за операции с Правительством Венесуэлы. Поэтому такие незаконные принудительные меры делают практически невозможной покупку медоборудования, продуктов питания, вакцин, запчастей для снабжения ключевых отраслей промышленности страны. Эта проблема многократно поднималась как членами ООН в их письмах к руководству Организации, так и самим Генеральным секретарем.

Мы имеем дело с экстерриториальным применением национальных санкций США путем угроз, шантажа и откровенных нарушений международного права.

Нельзя молчать и об отказе МВФ предоставить Венесуэле экстренную ссуду на борьбу с коронавирусом – отказ был обусловлен так называемым «спорным» статусом президента страны. Это вопиющий случай, учитывая, что Президент Н.Мадуро является единственным легитимным Президентом Венесуэлы и будет таковым, пока (и если) граждане страны не сделают другой выбор в установленном конституционном порядке.

Чтобы получить полную картину того, что сейчас происходит вокруг Венесуэлы, необходимо также отметить, что десятки тысяч венесуэльцев возвращаются на родину из других стран региона, в том числе из Колумбии, в поисках защиты и протекции со стороны государства.

Всех прибывающих венесуэльцев встречают, помещают на карантин, а затем отпускают. Это происходит при поддержке Панамериканской организации здравоохранения и других ответственных структур и организаций.

Со своей стороны, Россия дважды поставляла Каракасу гуманитарную помощь на борьбу с коронавирусом – 23 марта и 8 апреля. Нам известно, что гуманитарная помощь Венесуэле также оказывается со стороны наших партнеров из Китая и Кубы, а также по линии ВОЗ и Панамериканской организации здравоохранения. Это и есть настоящая помощь, а не пустые разговоры и слоганы, которыми оперируют наши западные партнеры.

Однако лучшей помощью, которую США и союзники могут оказать Венесуэле, будет отказ от вмешательства в ее внутренние дела и предоставление Венесуэльцам свободы самим вершить судьбу своей страны и ее политической системы.

Попытки навязать решение извне, совместно с угрозами того, что «рассматриваются все варианты» неприемлемы. Все военные сценарии были отвергнуты самими венесуэльцами, странами региона и другими государствами. К сожалению, Вашингтон по-прежнему рассматривает этот регион в духе так называемой «доктрины Монро». Такое поведение, по сути, представляет собой один из основных источников проблем для Венесуэлы и региона в целом.

Благодарю Вас.