Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя руководителя российской делегации К.В.Воронцова в ходе тематической дискуссии по разделу «Ядерные вооружения» в Первом комитете 78-й сессии ГА ООН

Г-н Председатель,

Очевидно, что из года в год именно тематика раздела «Ядерные вооружения» вызывает все более горячие дискуссии в Первом комитете, а некоторые проекты резолюций являются рекордсменами по раздельному голосованию. Это один из ярких показателей фрагментации международного сообщества по вопросам контроля над вооружениями и ядерного разоружения. Приходится констатировать отсутствие общего знаменателя для консолидации государств в целях формирования реалистичных подходов по продвижению к безъядерному миру в соответствии со Статьёй VI ДНЯО во всей полноте её взаимосвязанных элементов.

Обозначая актуальные негативные тенденции на указанном направлении, мы последовательно привлекаем внимание к проблеме недостаточного учёта военно-политических и стратегических реалий при рассмотрении положения дел на треке ядерного разоружения. Это особенно уместно акцентировать в рамках Первого комитета, в чью компетенцию входит тематика поддержания международного мира и безопасности.

На многосторонних площадках ощущается явный дефицит готовности адекватно и прагматично учитывать в разоруженческом контексте состояние среды безопасности, которая не ограничивается только ядерными аспектами. Между тем, взаимосвязь прогресса на пути к ядерному разоружению и общей ситуации в области международной безопасности была очевидна ещё авторам ДНЯО. Они чётко вписали её в контекст Договора, подчеркнув в его преамбуле необходимость смягчения международной напряжённости для содействия уничтожению всех запасов ядерного оружия, причём в соответствии с договором о всеобщем и полном разоружении.

Принципиальные понимания относительно предпосылок, необходимых для обеспечения устойчивого прогресса в деле ядерного разоружения, развивались и дополнялись в рамках обзорного процесса по ДНЯО. Была выработана консенсусная формула, предусматривающая, что шаги на этом направлении должны способствовать упрочению международного мира и стабильности, а также основываться на принципе повышения уровня безопасности для всех и ненанесения ей ущерба.

Россия по-прежнему твёрдо привержена данному подходу. Считаем, что попытки его пересмотреть лишают нас критически важной части фундамента, на котором можно выстраивать совместную работу на разоруженческом треке. Поэтому совершенно неработоспособны схемы, предполагающие «короткий путь» к «ядерному нулю», в т.ч. через простое объявление ядерного оружия «вне закона». Как следствие, мы указываем на контрпродуктивность таких начинаний, как ДЗЯО. Разделяя идею безъядерного мира, мы вместе с тем убеждены, что поспешные и невыверенные шаги не приближают нас к указанной конечной цели, а только усложняют её достижение.

Дальнейшие практические результаты в сокращении ядерных вооружений возможны только на реалистичной основе поэтапного подхода, предусматривающего обязательный учёт интересов безопасности всех сторон. При этом к процессу разоружения должны присоединиться все государства, обладающие военным ядерным потенциалом. Прогрессу на этом пути не помогут ни выдвижение ультимативных требований, ни фиксация искусственных временных рамок, ни фокусировка основного внимания на вопросах транспарентности, отчётности и верификации. Прежде всего, нужна кропотливая работа всех членов международного сообщества по созданию климата, благоприятствующего разоруженческим усилиям.

В таких усилиях важна роль не только ядерных, но и неядерных государств, которые должны на деле содействовать общему снижению уровня международной напряжённости, укреплению стабильности и формированию практически осуществимой глобальной разоруженческой повестки дня. При этом ядерное разоружение должно рассматриваться как часть процесса всеобщего и полного разоружения в строгом соответствии с положениями ДНЯО, без вычленения из них отдельных элементов.

Российская государственная политика в ядерной области носит исключительно оборонительный характер и направлена на поддержание ядерных сил на уровне, минимально достаточном для обеспечения надёжного сдерживания. Наш принципиальный подход неизменно базируется на постулате, что в ядерной войне не может быть победителей и она никогда не должна быть развязана. Его реализация диктует необходимость купировать риски любой военной конфронтации между ядерными державами.

На данном этапе обладание ядерным оружием является для нашей страны единственно возможным ответом на конкретные внешние угрозы. Спровоцированный и подстёгиваемый Западом украинский кризис подтвердил обоснованность наших оценок и опасений. Грубо нарушив принцип равной и неделимой безопасности, блок НАТО во главе с США сделал ставку на вредоносную экспансию. Цель – ослабление нашей страны как одного из цивилизационных полюсов нарождающегося полицентричного миропорядка, исключающего гегемонию Вашингтона. Украина безжалостно и цинично использована против России в качестве тарана, а по сути – расходного материала. В ответ на наши вынужденные действия по защите своего внешнего контура безопасности Запад перешёл к открыто враждебному России курсу и безрассудному повышению ставок, опасно балансируя на грани прямой военной конфронтации ядерных держав. Наши отрезвляющие предупреждения о возникающих стратегических рисках игнорируются либо искажаются в пропагандистских целях. Однако в реальности мы продолжаем строго руководствоваться исключительно логикой сдерживания и его основополагающими принципами.

В этих условиях дальнейшее существенное сокращение Россией ядерного арсенала резко ослабило бы нашу национальную безопасность. Фактически это превратило бы идею масштабной агрессии против нашей страны во вполне реалистичную опцию для стран НАТО, которые обладают значительным преимуществом в обычных вооружениях и публично заявляют о стремлении нанести России «стратегическое поражение».

Деструктивный курс США продолжил губительно сказываться на архитектуре соглашений по контролю над вооружениями, которая уже в значительной мере разрушена Вашингтоном либо путём прямого слома ряда основополагающих договоров, либо посредством создания условий, в которых их выполнение перестаёт отвечать интересам безопасности другой стороны. С учётом демонтажа ДРСМД и приостановления действия ДСНВ Россия предпринимает ряд мер в целях сохранения предсказуемости и стабильности в ракетно-ядерной сфере. Продолжаем придерживаться предусмотренных ДСНВ центральных количественных ограничений и уведомлять США о предстоящих пусках МБР и БРПЛ. Соблюдаем односторонний мораторий на размещение наземных РСМД, который, однако, подвергается серьёзному давлению ввиду активной подготовки США к развёртыванию таких вооружений в Европе и АТР.

На фоне общего роста угроз со стороны НАТО не можем также не учитывать фактор совокупного ядерного арсенала стран Североатлантического блока, самопровозгласившего себя «ядерным альянсом». Предметом серьёзной озабоченности является уже сам факт сохранения в Европе американского ядерного оружия, предназначенного для оперативного поражения широкого спектра целей на территории России. При этом дальнейшее развитие практики т.н. «совместных ядерных миссий» НАТО в нынешних обстоятельствах вынуждает нас к принятию компенсирующих мер. С тем чтобы разорвать порочный круг действий и контрдействий американские ядерные вооружения должны быть полностью выведены на территорию США, а соответствующая инфраструктура в Европе – тотально ликвидирована.

Шаги Вашингтона по распространению схем «совместного ядерного планирования» на АТР, где США и их союзники уже практикуют т.н. «расширенное ядерное сдерживание», также имеет ярко выраженную негативную проекцию на региональную и глобальную безопасность.

На стратегической стабильности и перспективах ядерного разоружения продолжает негативно сказываться ничем не ограниченное развитие системы глобальной ПРО США, включающее реализацию крайне дестабилизирующей концепции «достартового перехвата» и наращивание высокоточных неядерных вооружений под задачи обезглавливающих и обезоруживающих «глобальных ударов».

Очевидно, что контроль над вооружениями также не может осуществляться без учёта общей военно-политической и военно-стратегической ситуации. Потенциал для прогресса на этом направлении напрямую зависит от ситуации в области международной безопасности и стратегической стабильности. Поэтому совершенно нереалистичны призывы к немедленному запуску переговоров по контролю над ядерными вооружениями с их «обособлением» от современных реалий и состояния отношений между ядерными державами, включая острейший конфликт в Евро-Атлантике, чреватый дальнейшей эскалацией.

По нашему убеждению, контроль над вооружениями призван цементировать встречные проявления политической воли к снижению напряжённости и обеспечению долгосрочной стабильности на основе взаимного уважения коренных интересов безопасности. Сейчас со стороны Запада мы таких устремлений не наблюдаем. Тем не менее, сохраняем уверенность в том, что договорённости в области контроля над вооружениями, которые могут иметь разнообразные формы, способны стать значимым элементом усилий по выстраиванию обновлённой и более надёжной архитектуры безопасности. Однако эти вопросы должны решаться в рамках комплексной работы над всесторонним и устойчивым снижением уровня международной конфликтности. При этом необходим учёт всей совокупности соответствующих факторов в их взаимосвязи и нацеленность, прежде всего, на устранение первопричин противоречий между ядерными государствами в области безопасности. Вестись подобное взаимодействие должно строго на принципах равноправия, многополярности и неделимой безопасности.

Г-н Председатель,

Российская Федерация рассматривает ДНЯО в качестве краеугольного камня системы международной безопасности. Помимо ядерного разоружения придаём большое значение успешному функционированию и двух других фундаментальных составляющих Договора: нераспространению и мирному использованию атомной энергии. В последние годы режим ДНЯО подвергается серьёзным испытаниям, усиливаются разногласия между государствами-участниками по вопросам осуществления Договора. Это проявлялось как на 10-й Обзорной конференции (ОК) ДНЯО в 2022 г., так и на первой сессии Подготовительного комитета 11-й ОК. Наиболее серьезные риски связаны с тем, что ряд государств, прежде всего речь идет о США и их союзниках, активно используют как сам Договор, так и его обзорный процесс для достижения своих политических целей, не связанных с ядерным нераспространением.

Россия рассматривает создание зон, свободных от ядерного оружия (ЗСЯО), как важный инструмент укрепления режима ядерного нераспространения, региональной и международной безопасности и стабильности. Присоединяясь к соответствующим протоколам к договорам о безъядерных зонах, Россия предоставляет участникам таких зон гарантии безопасности против применения или угрозы применения ядерного оружия (негативные гарантии безопасности, НГБ). Это пример того, что наша страна ответственно относится к своим обязательствам и намерена соблюдать их и впредь.

При этом, как известно, подписание подобных документов сопровождается с нашей стороны заявлением традиционных оговорок, которые являются инструментами, позволяющими гарантировать соблюдение государствами-участниками безъядерных зон заключённых ими соглашений.

В отношении предложений о безусловном предоставлении НГБ всем неядерным странам хотели бы заметить, что в последнее время вызывает вопросы целесообразность и возможность предоставления таких гарантий неядерным государствам, состоящим в военно-политических блоках и партнерствах с ядерными державами и, тем более, членам военного ядерного блока НАТО.

Россия является последовательной сторонницей создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного и других видов ОМУ (ЗСОМУ). В качестве соавтора резолюции 1995 г., принятой на Конференции по рассмотрению и продлению действия ДНЯО, наша страна предпринимала все зависящие от неё шаги для поиска компромисса между сторонниками формирования зоны и скептиками. Убеждены, что формирование ЗСОМУ будет способствовать укреплению мира и стабильности как в ближневосточном регионе, так и во всем мире.

Поддерживаем деятельность МАГАТЭ в качестве проверочного механизма ДНЯО. Выступаем за универсализацию Доппротокола к Соглашению о гарантиях в качестве исключительно добровольной меры. При этом отмечаем, что система гарантий должна сохранять объективный, деполитизированный, технически обоснованный характер и базироваться на соглашениях между государствами и МАГАТЭ.

Наша страна активно участвовала в разработке Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), одна из первых подписала Договор и ратифицировала его в 2000 году. В течение долгих 23 лет Россия терпеливо ждала, когда США предпримут аналогичный шаг. Мы неустанно призывали их пересмотреть свое негативное отношение к Договору. Однако никаких действий со стороны Вашингтона для положительного решения вопроса принято так и не было. Сегодня для нас совершенно очевидно, что задача ратификации ДВЗЯИ перед США в принципе не стоит. Все разговоры о невозможности проведения ратификации в Конгрессе – лишь оправдание их деструктивной линии в отношении Договора. Не ратифицировав ДВЗЯИ, Вашингтон пользуется всеми его преимуществами и даже позволяет себе диктовать участникам Договора, как следует его выполнять.

Всякому терпению приходит конец. В настоящее время готовится законопроект об отзыве Россией ратификации ДВЗЯИ. Этот шаг позволит сбалансировать наш статус по Договору с США. При этом хотели бы подчеркнуть, что отзыв ратификации не означает намерение нашей страны возобновить ядерные испытания. Как заявил Президент России В.В.Путин в своем послании Федеральному Собранию 21 февраля 2023 г., мы не станем проводить ядерные испытания первыми. Ответственность за то, как будет складываться ситуация в этой области полностью лежит на США.

Благодарю за внимание.