Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании Генеральной Ассамблеи ООН по пункту повестки дня 123 «Вопрос о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его членского состава и связанные с этим вопросы»

Г-н Председатель,

Благодарим Вас за созыв сегодняшнего заседания. 

Прежде всего, хотел бы поздравить постоянных представителей Катара Алию Аль-Тани и Дании Мартина Билле Херманна с назначением на должность сокоординаторов межправительственных переговоров по реформе СБ. Рассчитываем, что ваша деятельность будет строиться на основе принципов беспристрастности и максимального учета мнений всех государств-участников процесса. 

Благодарим также постпреда Катара Алию Аль-Тани и бывшего постпреда Польши Йоанну Вронецкую за умелое руководство переговорным процессом в ходе 75-й сессии ГА. 

Г-н Председатель,

Вопрос реформы Совета Безопасности ООН является не только одним из важнейших, но наиболее сложных в повестке дня всемирной Организации. Это обусловлено тем, что речь идет об органе, который в соответствии с Уставом ООН несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности.

Не вызывает сомнений, что реформа Совета Безопасности ООН давно назрела. Ведущиеся переговоры демонстрируют искреннее желание подавляющего числа государств-членов найти оптимальную модель реформирования СБ. В то же время, очевидно, что универсальное решение, которое могло бы удовлетворить всех или хотя бы почти всех, пока не просматривается.

Подходы основных игроков на "реформенном поле" по-прежнему различаются весьма существенно, подчас диаметрально. В таких условиях мы не видим альтернативы продолжению в ходе текущей сессии Генассамблеи терпеливой, пошаговой работы по сближению переговорных подходов.

Наша позиция хорошо известна. Россия как постоянный член Совета Безопасности исходит из необходимости придания этому органу более представительного характера за счет развивающихся государств Африки, Азии и Латинской Америки. В этой связи выступаем за исправление исторической несправедливости в отношении Африки, нынешнее параметры и представительство которой в Совете не соответствует ни общему числу государств континента, ни его современной роли в международных делах.

При этом усилия по расширению Совета не должны сказываться на его способности эффективно и оперативно реагировать на возникающие вызовы. В этом контексте мы выступаем за сохранение компактного и дееспособного Совета Безопасности. Его оптимальный численный состав не должен превышать «чуть более двадцати» членов.

Для нас неприемлемы любые идеи, ведущие к ущемлению прерогатив нынешних постоянных членов СБ, включая институт вето. Следует помнить: данный институт является важным фактором, стимулирующим членов Совета к поиску сбалансированных решений. Применение вето или угроза его применения не раз избавляли ООН от втягивания в сомнительные авантюры.

Г-н Председатель,

Напоминаем, что процесс реформирования Совета Безопасности является «собственностью» всех без исключения государств-членов, а его итоговая формула – должна пользоваться максимально широкой поддержкой членов Организации. Убеждены, что вопрос реформы Совета Безопасности не может быть решен чисто «арифметическим путем» за счет постановки тех или иных моделей на голосование для получения минимально необходимых по Уставу ООН голосов. Результат, достигнутый таким образом, едва ли добавит авторитета Совету Безопасности и уж точно не послужит повышению эффективности и авторитета нашей всемирной Организации. 

При этом мы готовы рассмотреть любой разумный вариант расширения состава Совета Безопасности, включая основанное на компромиссе т.н. промежуточное решение, если он будет опираться на самое широкое согласие в ООН.

Г-н Председатель,

Рассчитываем, что усилия Председателя Генассамблеи и сокоординаторов переговоров будут направлены именно на оказание максимального содействия переговорам при том понимании, что решающее слово в этом процессе остается за государствами-членами.

Прогресс в реформировании Совета Безопасности не может быть достигнут через навязывание государствам-членам переговорных документов или иных инициатив, не согласованных со всеми участниками процесса. Предыдущие сессии ГА показали тщетность и опасность попыток форсированного решения реформенного вопроса без оглядки на широкую поддержку государств-членов. 

Переговоры должны проводиться в спокойном, транспарентном и инклюзивном ключе без произвольных временных графиков. Нам всем важно отдавать себе ясный отчет в том, что в этом деле не может быть места искусственным срокам, а также попыткам решить данную комплексную проблему нажимом и навязыванием кому-либо угодных подходов остальным.

Наша приверженность достижению результатов в рамках имеющегося формата дискуссий остается неизменной. Площадка межправительственных переговоров обладает одновременно уникальной и универсальной легитимностью для всего комплекса проблем реформы. Отход от нее может привести к распаду всей переговорной архитектуры, отбрасыванию процесса на многие годы назад. 

Тем более мы не хотим того, чтобы в условиях современной непростой ситуации межправительственные переговоры по реформе СБ создавали новые или углубляли имеющиеся разделительные линии между государствами-членами ООН. Рассчитываем, что нам всем удастся избежать этого, и начавшийся новый раунд позволит в полной мере учесть позиции всех государств-членов.

Благодарю Вас.