Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по ситуации в Боснии и Герцеговине

Мы поддержали принятие резолюции о продлении мандата Сил Европейского союза в Боснии и Герцеговине на очередной годичный период. Отмечаем, что командование «Алтеи» занимает сбалансированную позицию, не допускает своего вмешательства во внутриполитические дела БиГ. Исходим из того, что и впредь деятельность миссии будет проходить строго в рамках утвержденного мандата, и силы Евросоюза будут играть стабилизирующую роль в обеспечении мира и безопасности в Боснии и Герцеговине.

Сегодняшнее заседание носит особый характер. Оно проводится накануне 30-летия парафирования и подписания Общего рамочного соглашения о мире в БиГ, известного как Дейтонское соглашение. С глубокой озабоченностью мы вынуждены констатировать, что этот год ознаменовался беспрецедентным за весь постдейтонский период кризисом в БиГ. Ключевая роль Совета Безопасности, одобрившего Дейтонское соглашение своей резолюцией 1031, остается более чем востребованной. В течение 2025 года это уже пятое по счету заседание Совета по боснийской проблематике, что безусловно свидетельствует о хроническом системном характере острых межнациональных проблем и противоречий.

Текущее положение дел в БиГ – это во многом результат деструктивной деятельности отдельных западных стран, в том числе тех, которые взяли на себя обязательства по продвижению постконфликтного урегулирования. Вместо содействия внутреннему взаимоуважительному диалогу, поощрения поиска компромиссных развязок по наболевшим проблемам между боснийско-герцеговинскими сторонами мы наблюдаем эгоистичное стремление любой ценой сохранить в своих руках внешнее управление суверенной страной. В угоду своим узкокорыстным целям Запад без колебаний приносит в жертву многолетние международные стабилизационные усилия в Боснии и Герцеговине, идет на слом закрепленной в Дейтоне государственной архитектуры БиГ, размывание национальной идентичности боснийских народов, которым насаждаются чуждые, не свойственные их культуре ценности.

Опасная линия, направленная на эрозию филигранной дейтонской системы баланса интересов трех равноправных государствообразующих народов и двух энтитетов БиГ с широкими конституционными полномочиями, имеет подчеркнутый антисербский крен. В неравном положении находятся и боснийские хорваты, ущемленные в праве на легитимную представленность во властных структурах. Под ширмой якобы обеспечения государственного строительства и пресловутой функциональности бюрократического аппарата в общебоснийских институтах власти происходит грубейшее нарушение Мирного соглашения – формирование внеправовых, неконституционных алгоритмов принятия и реализации решений представителями лишь одного из трех государствообразующих народов для проведения в стране западных интересов. Ярким примером этого является инструментализация и политизация трагедии в Сребренице.

Попытки под различными надуманными предлогами переложить ответственность за все боснийские неурядицы на Республику Сербскую не выдерживают никакой критики. Зрелое видение сербами будущего БиГ без пресловутого внешнего протектората, готовность совместно с бошняками и хорватами взять на себя ответственность за судьбу страны не стыкуется с планами западных столиц на Балканах. Дело дошло до того, что руками утративших независимость судебных и электоральных инстанций БиГ перекраивается избирательная воля граждан, оказывается давление на несогласных с внешним диктатом путем санкций, угроз, политических репрессий и гонений.

Апогея такая неоколониальная практика достигла в виде продавливания на пост высокого представителя в БиГ гражданина Германии Кристиана Шмидта вразрез с действующей процедурой и без согласия Совета. Хотели бы акцентировать, что Совет Безопасности является единственным органом, уполномоченным утверждать высокого представителя в БиГ, и мы г-на Шмидта таковым не признаем.

Сам же г-н К.Шмидт породил чудовищный правовой беспредел. Пытаясь оправдать свое ничем не обоснованное пребывание в БиГ иностранец стал насаждать так называемые «решения» народам другой страны. Абсолютную оторванность псевдо-ВП от реальности можно легко проследить по его так называемому «докладу», цель которого – создать ложное впечатление о состоянии дел в БиГ, переложить ответственность за кризис на Республику Сербскую, которая в свою очередь действительно защищает дейтонские устои.

Наглядным проявлением вопиющего неуважения Запада к БиГ как независимому европейскому государству является не только деятельность К.Шмидта, но и функционирование Аппарата высокого представителя (АВП). Более того, он давно стал объектом иждивенчества местных сторон, которые уклоняются от диалога и поиска решений именно потому, что это за них сделает кто-то другой. Подтверждением этому являются письма в Совет Безопасности бывших и нынешних бошнякских политических деятелей в защиту К.Шмидта.

Вопрос о скорейшем сворачивании деятельности АВП назрел давно. Его деятельность не совместима с суверенитетом Боснии и Герцеговины. В этой связи требуем от западных стран немедленно остановить такие эксперименты и прекратить практику вмешательства во внутренние дела этой страны.

В то же время отмечаем опасный характер воинственной антисербской риторики, исходящей от отдельных деятелей Федерации БиГ и ее представителей в общебоснийских институтах. Угрозы вооруженной эскалацией неприемлемы.

Руководство сербского энтитета при этом демонстрирует рациональное видение, неоднократно выдвигало инициативы о налаживании конструктивного внутрибоснийского диалога. Принципиальные подходы Баня-Луки к сложившейся ситуации изложены в ее очередном докладе, который мы распространили в СБ ООН по просьбе сербско-боснийских коллег. Исходим из того, что члены Совета внимательно с ним ознакомились, так как он дает возможность объективно подойти к анализу первопричин и следствий кризиса, о котором было упомянуто.

Убеждены, что Дейтон остается безальтернативной основой урегулирования в БиГ. Только апробированные дейтонские принципы функционирования этого государства на основе равноправия трех государствообразующих народов и двух энтитетов, избавление от АВП и обеспечение народов БиГ правом на развитие способны подарить боснийским гражданам мирное сосуществование и благополучие. Любые попытки извратить дейтонские начала будут иметь катастрофические последствия для БиГ и всего западнобалканского региона. Совет Безопасности обязан не допустить развитие событий по такому сценарию.

Россия со своей стороны, в качестве одного из государств-гарантов Мирного соглашения 1995 года, готова к конструктивному взаимодействию в целях обеспечения подлинного постконфликтного урегулирования в БиГ.

Благодарю за внимание.

Видео выступления