Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи перед голосованием по проекту резолюции СБ ООН о продлении санкционного режима в отношении Мали

Г-н Председатель,

Сегодняшнему заседанию предшествовала продолжительная работа над проектом резолюции о продлении санкционного режима в отношении Мали, который, устраивая членов Совета и регионалов, одновременно учитывал бы позицию Мали. Вынуждены констатировать, что выносимый на голосование проект эти задачи не решает.

Убеждены, что принятие Советом документа в предложенном соавторами виде, на фоне имеющегося официального обращения Бамако с требованием упразднения режима санкций, стало бы контрпродуктивным не только для обеспечения эффективности режима санкций, но и для внутрималийского мирного процесса. Такой шаг лишь привел бы к дальнейшей антагонизации сторон Алжирского соглашения. 

Как все мы хорошо помним, этот санкционный режим был создан Советом в 2017 г. именно в ответ на официальную просьбу малийского правительства, и его основная цель – содействие малийскому урегулированию на базе мирного соглашения. Нет никаких сомнений, что попытки навязать опеку Совета без одобрения малийцев не имеют перспектив. Мы неоднократно говорили об этом в ходе переговоров. 

Мы также указывали на то, что использование авторитета Совета Безопасности для продавливания неприемлемых для малийцев подходов может поставить под угрозу весь комплекс дальнейшего сотрудничества Бамако с ООН, что приобретает особое значение в контексте ведущегося вывода миротворческой миссии Организации из Мали. Этого допустить нельзя. 

Исходя из этих соображений, Российская Федерация не может поддержать предложенный соавторами проект. 

Призываем коллег по Совету проявить стратегическую мудрость и прагматизм, поддержав наш альтернативный проект. Важно, что в нем учтена позиция африканских членов Совета о том, что санкционный режим необходимо на какое-то время сохранить с тем, чтобы попытаться использовать его потенциал для содействия реализации Алжирского соглашения. Но принципиально важно, чтобы санкции СБ были нацелены на решение именно этой задачи, а не превращались в инструмент внешнего влияния на внутриполитические процессы в Мали, которым, например, стала Группа экспертов комитета СБ 2374. 

Не согласны с мнением о том, что Группа – единственный ооновский механизм в распоряжении Совета для поддержки усилий малийцев в мирном процессе. Очевидно, во-первых, что для одной из его сторон, правительства Мали, в силу ряда причин Группа уже утратила свою востребованность в контексте Алжирского соглашения. А во-вторых, Совет имеет все возможности определять модальности своей работы по сопровождению внутрималийского урегулирования и соответствующие параметры задействования ресурсов ООН. Однако делать это следует только с согласия непосредственных участников мирного процесса. 

В связи с этим в нашем альтернативном проекте мы предлагаем распустить Группу экспертов, начиная с сегодняшнего дня, и ограничить действие санкционного режима одним годом с четкой фиксацией того, что это будет финальное продление в ответ на официальную просьбу Мали. 

Благодарю за внимание.  

Видео выступления