Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по диверсии на газопроводах «Северный поток»

Г-жа Председатель, 

Благодарим Дирка Полманна и Джимми Дора за их доклады, которые в очередной раз продемонстрировали Совету Безопасности, что у граждан западных стран тоже возникает огромное количество вопросов к своим правительствам на фоне многочисленных нестыковок в продвигаемой Вашингтоном и его союзниками линии в связи с подрывом газопроводов «Северный поток» в сентябре 2022 г.

Уважаемые коллеги,

С момента диверсии в Балтийском море прошел ровно год. Почти столько же прошло с первого заседания Совета на эту тему. В течение последних двенадцати месяцев мы очень много слышали о том, что осуществляемые Германией, Данией и Швецией национальные расследования вот-вот позволят найти виновников этого преступления. Однако результатов как не было, так и нет, несмотря на семь заседаний СБ ООН – как открытых, так и закрытых. 

Вместе с тем в экспертном сообществе появляются все новые и новые свидетельства того, что подрыв «Северного потока» – дело рук Вашингтона, который пошел на этот возмутительный преступный акт, руководствуясь узкокорыстным стремлением закрепить свое доминирование в Европе, остро нуждающейся в российских энергоресурсах. 

Сегодняшняя печальная годовщина – хороший повод кратко восстановить хронологию событий. Напомню основные моменты.

Уже 28 сентября, сразу после диверсии, Генеральная прокуратура Российской Федерации инициировала возбуждение уголовного дела по статье «Акт международного терроризма». Дания и Швеция уже 29 сентября в своем письме в СБ ООН указали, что «Северные потоки» были уничтожены взрывными устройствами – кажется, это был единственный услышанный нами за все это время конкретный вывод. Однако Генпрокуратура ФРГ начала свое официальное расследование лишь 10 октября. 

В октябре 2022 г. в Берлин, Копенгаген и Стокгольм были направлены послания Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина о необходимости проведения всестороннего расследования произошедшего с участием представителей российских властей и компании «Газпром». Ответов на них за прошедший год так и не последовало. 

В ноябре Генеральная прокуратура Российской Федерации направила немецким, датским и шведским компетентным органам запросы об оказании правовой помощи и формировании совместных следственных групп. В ответ мы получили лишь формальные «отписки». Члены Совета имели возможность убедиться в этом собственными глазами – в марте мы распространили копии нашей корреспонденции с властями упомянутых стран. 

На фоне этой недопустимой ситуации Российская Федерация внесла на рассмотрение СБ ООН проект резолюции с просьбой к Генеральному секретарю ООН представить предложения о создании независимой международной комиссии по расследованию диверсии – завтра будет ровно полгода с момента голосования по нему. Текст носил абсолютно деполитизированный характер: в нем были учтены все конкретные комментарии и предложения членов Совета, высказанные ими в ходе длившихся в течение целого месяца неформальных консультаций. Однако принят он не был. Напомню, что основным аргументом тех наших коллег, кто воздержался при голосовании, было так называемое «полное доверие» национальным расследованиям, осуществляемым властями Германии, Дании и Швеции. Что ж, прошло еще шесть месяцев, однако результатов нет до сих пор. И это несмотря на то, что озабоченность в связи с отсутствием каких-либо вразумительных новостей из Берлина, Копенгагена и Стокгольма на протяжении столь долгого времени выражали не только Россия, Китай и Бразилия, выступившие в марте за международное расследование, но и ряд других членов Совета Безопасности. 

Более того, проявив явное неуважение к Совету, Германия, Дания и Швеция проигнорировали просьбу выступить на заседании СБ ООН 11 июля, ограничившись распространением очередного письма. Причем в нем весьма откровенно допускалось, что у проводимых расследований может и вовсе не быть результатов. Хотелось бы задать нашим коллегам, столь рьяно поддерживающим эти национальные расследования, вопрос: какой смысл сдерживать коллективные усилия членов Совета, если у самих этих стран возникают сомнения в результативности осуществляемой ими же работы? Все это очень смахивает на имитацию бурной деятельности и попытку лишить членов СБ доступа к информации, имеющей прямое отношение к поддержанию международного мира и безопасности.

Г-жа Председатель,

Хочу напомнить, что мы говорим не о какой-то хулиганской выходке. Мы говорим о теракте, затронувшем международную трубопроводную инфраструктуру и повлекшем за собой тяжелые экономические и экологические последствия для целого ряда государств. Никто не отрицает, что совершен он был с помощью взрывного устройства – следовательно, имеются все основания полагать, что он подпадает под действие международной Конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 г., участниками которой являются и Германия, и Дания, и Швеция. Данный международно-правовой инструмент недвусмысленно фиксирует обязательства его сторон расследовать факты соответствующих преступлений, выдавать или судить преступников, а также «оказывать друг другу максимальную помощь в связи с расследованиями, уголовным преследованием или процедурами выдачи». Власти трех упомянутых государств эти обязательства продолжают игнорировать. Слова канцлера ФРГ Олафа Шольца о намерении «довести дело до конца» на фоне отсутствия содержательной информации разительно с этим самым «делом» расходятся.

Более того, появляется все больше признаков того, что вместо усилий по выявлению обстоятельств произошедшего мы на самом деле сталкиваемся с попыткой утаить их. Так, в западном медиапространстве нарастает скоординированная кампания по продвижению совершенно нелепых версий произошедшего. Чего мы только не слышали за прошедший год. И что Россия сама взорвала функционирующий в ее интересах газопровод. И что это сделали какие-то «туристы» на парусной яхте, которые, по одной версии, действовали чуть ли не по собственной инициативе, без государственной поддержки, а по другой – по указке главнокомандующего Вооруженными силами Украины Залужного, но в тайне от его непосредственного руководителя – президента Зеленского.  Еще нелепее выглядят публиковавшиеся в некоторых европейских СМИ сведения о том, что разведслужбы западных государств, в том числе и США, дескать, были, в курсе планов украинцев и даже отговаривали последних от их осуществления, но те все равно сделали по-своему. На примере с отказом от мирного договора с Россией в марте 2022 г. мы знаем, что киевские власти не могут пойти наперекор своим западным кураторам по столь серьезному вопросу.

Уважаемые коллеги,

Сложно не заметить того, что объединяет все эти версии. В каждой из них отрицается причастность Вашингтона к совершению данного преступления. И все они начали расти как грибы после дождя вскоре после того, как в начале этого года было опубликовано масштабное расследование американского журналиста, лауреата Пулитцеровской премии Сеймура Херша, о чем сегодня уже упоминалось докладчиками. В нем было приведено большое количество фактов, свидетельствующих о том, что взрывчатку на нитках «Северных потоков» установили американские водолазы в ходе учений НАТО Baltops летом 2022 г. Сегодня он, кстати, опубликовал новую порцию материалов в поддержку этой версии. Из них следует, что подрыв тщательно готовился в течение нескольких месяцев, продумывалось и то, как «замести следы» после теракта. Рекомендую всем членом Совета внимательно ознакомиться с его выводами. 

Все мы также помним, о чем говорилось и сегодня, слова президента Байдена о том, что США «положат конец «Северному потоку-2» в ходе пресс-конференции с канцлером ФРГ О.Шольцем 7 февраля 2022 г., и нескрываемую радость замгоссекретаря Виктории Нуланд в связи с тем, что газопровод теперь, выражаясь ее словами, является «грудой металла на морском дне» в ходе слушаний в Сенате США 26 января 2023 г., и благодарность в адрес США за подрыв «Потоков», выраженную в Твиттере бывшим польским министром иностранных дел Радославом Сикорским. 

Не будем забывать и о том, как некоторые из западных членов Совета, не справившись с эмоциями, на заседаниях прямо указывали на то, что подрыв «Северных потоков» являлся ответом на действия России на Украине. Такие чистосердечные признания позволили бы завершить это дело без особых проблем даже начинающему следователю. Но, поскольку перед Германией, Данией и Швецией поставлена задача «выгораживать» причастность их заокеанского «старшего брата», у тамошних следователей связаны руки и закрыты глаза. Поэтому, как нам поведал тот же Сеймур Херш, по итогам встречи Джо Байдена и Олафа Шольца американским и немецким разведслужбам было поручено придумать альтернативную версию событий и постепенно «сливать» ее в СМИ. Вот этим они, собственно говоря, сейчас и занимаются, вот только уж больно неправдоподобные измышления получаются.

Да и утечки о реальных обстоятельствах трагедии не облегчают задачу западным «сказочникам». Можно, в частности, вспомнить о находящемся в открытом доступе письме статс-секретаря Федерального министерства экономики и защиты климата ФРГ Грайхена в адрес депутата Бундестага от партии «Левые» Настич, датированном 7 октября 2022 г. Из него следует, что власти Германии еще до начала следствия располагали некой полученной «разведывательной информацией», обнародование которой, дескать, могло бы нанести ущерб государственным интересам Германии. Интересно, какая такая информация могла бы нанести ущерб, казалось бы, пострадавшей наряду с Россией стороне? Как бы то ни было, это еще одно подтверждение того, что правда западных следователей не интересует, она им скорее мешает.

Г-жа Председатель, 

Итак, что мы имеем на настоящий момент, спустя год после теракта. Угрозы высшего руководства США в отношении функционирования трансграничного подводного газопровода. После этого – его подрыв в результате акта международного терроризма, повлекший за собой опасные последствия для международного мира и безопасности, экономики, экологии и судоходства в Балтийском море. Откровенное ликование высокопоставленных представителей американского и проамериканского истеблишмента, сопротивление западных стран идее запуска беспристрастных и инклюзивных международных усилий под эгидой Генсекретаря ООН, очевидная неэффективность немецкого, шведского и датского национальных расследований. Параллельно – «нагнетание» информационного фона в целях перекладывания ответственности на кого угодно, кроме США, в попытке противопоставить что-либо объективным фактам. В такой ситуации даже клише «выводы делайте сами» говорить не хочется. Если у кого-то и остаются какие-то иллюзии, то сейчас, спустя год, с ними уже, наверное, стоит попрощаться.

Г-жа Председатель,

Не сомневаюсь, что сегодня мы снова услышим от западных коллег, что Россия, мол, отвлекает Совет от более серьезных проблем, настаивая на обсуждении теракта в отношении «Северных потоков». Их тактика немудрена и понятна: «тянуть резину» сколько получится, в идеале – еще год, и два, и три, а потом констатировать, что за «давностью лет» расследование уже невозможно. 

Рекомендуем им на это не тратить время и силы – все подобные попытки заведомо обречены на провал. Наша страна будет и далее добиваться объективного и досконального установления всех обстоятельств произошедшего с обязательным подключением российских следственных органов и заинтересованных сторон, а также привлечения к ответственности заказчиков и исполнителей данной диверсии. Мы будем использовать для этого все имеющиеся в нашем распоряжении средства, в том числе и на площадке Совета Безопасности. 

В рамках этой работы наша страна намерена внести на рассмотрение Совета проект заявления председателя на эту тему. В ближайшие дни представим его текст. Считаем, что СБ должен четко высказаться в отношении этого теракта и указать на необходимость его объективного расследования и наказания тех, кто его совершил. Рассчитываем на поддержку всех тех, кто понимает, что в противном случае стать жертвой подобной атаки, совершенной опьяненным чувством собственной безнаказанности государством, может любая страна. Совет Безопасности должен направить четкий сигнал о том, что преступления против трансграничной трубопроводной инфраструктуры недопустимы, и избежать ответственности за них не получится. Только это позволит предотвратить их повторение.

Благодарю Вас. 

Видео выступления