Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по КНДР

Г-жа Председатель,

Данное заседание – очередная в этом месяце иллюстрация беспардонного подхода американского председательства к использованию своего кресла в Совете для продвижения узкокорыстной политизированной повестки. Председательство, запросив в национальном качестве наряду с Албанией, Эквадором, Францией, Японией и Мальтой открытый брифинг по КНДР, не удосужилось создать даже видимость консультаций среди членов СБ по поводу необходимости такой дискуссии и ее формату. Сами же запросили заседание и сами же его немедленно назначили. Такими действиями США показывают, что мнение других членов Совета их совершенно не волнует. 

Очевидно, что созыв сегодняшнего заседания – не более чем циничная и лицемерная попытка США и их союзников нарастить давление на Пхеньян и отвлечь внимание от безрассудных эскалационных действий Вашингтона и его союзников в регионе, которые и являются реальным источником угроз международному миру и безопасности. При этом Вашингтон в своей традиционной манере «переводит стрелки», лицемерно обвиняя других и не признавая за собой никакой ответственности за эскалацию в Северо-Восточной Азии. Разумеется, ведь США – как жена Цезаря – вне подозрений. 

Удивлены, что деструктивная военная активность США, Республики Корея и Японии в Северо-Восточной Азии ни единым словом не упомянута в сегодняшнем докладе помощника Генерального секретаря Х.Хиари. Сожалеем, что это важное обстоятельство полностью игнорируется Секретариатом, который должен занимать беспристрастную и объективную позицию.

Россия неизменно выступает против любой военной активности, которая несет в себе угрозу безопасности Корейского полуострова и соседних стран. Вашингтон и Токио же совместно с Сеулом регулярно нагнетают обстановку вокруг полуострова. На это, в частности, нацелены региональные военные учения союзников в рамках своей концепции т.н. «расширенного сдерживания» КНДР, масштабы которой неуклонно наращиваются. Это откровенно провокационная линия, которая еще больше затрудняет перспективы для налаживания диалога, столь необходимого для укрепления региональной безопасности. 

Не будем забывать и о серии американо-южнокорейских воздушных маневров истребителей и стратегических бомбардировщиков США в июне, а также о появлении около Корейского полуострова американской атомной подводной лодки. Крайне негативно на ситуацию воздействуют попытки США и их союзников создать в регионе в угоду Вашингтону новые «разграничительные линии» посредством формирования закрытых объединений, равно как и планы перемещения туда части военной инфраструктуры НАТО.

Озабоченность вызывают также противоречивые сигналы со стороны американских союзников в Северо-Восточной Азии – Токио и Сеула – о т.н. «усилении взаимодействия» с Вашингтоном в ядерной сфере, которые вполне можно истолковать как допущение возможности размещения на их территории американского ядерного оружия и разработки собственного.

Некоторые члены Совета стремятся вывести все эти факторы за скобки, хотя именно они в конечном счете являются ключевыми причинами деградации ситуации в регионе. Все находящиеся здесь делегации хорошо об этом знают, однако изменений к лучшему не происходит. 

Констатируем, что давление на Пхеньян не ограничивается сугубо военной активностью. К сожалению, в ход идет и площадка Совета Безопасности ООН. Лишним подтверждением этому стал созыв на прошлой неделе абсолютно бессмысленного с практической точки зрения заседания по правам человека в КНДР. Для продвижения своей ангажированной повестки инициаторы мероприятия пренебрегли мандатом Совета, который не уполномочен заниматься правозащитными вопросами.

На этом фоне нет ничего удивительного, что напряженность в Северо-Восточной Азии, как и в Азиатско-Тихоокеанском регионе в целом лишь возрастает.

Напомним, что профильные резолюции Совета Безопасности ООН предписывают искать пути политико-дипломатического урегулирования ситуации на Корейском полуострове. Последние события вокруг него говорят о необходимости немедленной деэсклации, отказа от провокаций и возврата к переговорам. В этой связи вновь обращаем внимание, что «на столе» остается российско-китайский план действий по комплексному урегулированию ситуации на Корейском полуострове, подразумевающий конкретные шаги на всех проблемных направлениях. Безусловно, его реализация потребует налаживания взаимоуважительного диалога, учета законных озабоченностей и прав всех вовлеченных государств, включая, естественно, КНДР. 

Однако вместо этого на данном этапе мы наблюдаем отсутствие готовности к этому ввиду позиции отдельных членов Совета, в выступлениях которых по-прежнему уделяется мизерное внимание поиску реалистичных путей решения накопившихся проблем субрегиона.

Актуальность сохраняет и российско-китайский проект политико-гуманитарной резолюции. Нет сомнений, что его потенциальное принятие принесет куда больше пользы в сравнении с такими заведомо тупиковыми мерами как демонизация Пхеньяна и бесчеловечная политика наращивания санкционного давления. Убеждены, что политика жестких рестрикций давно себя исчерпала. Она в корне противоречит задачам восстановления доверия, которыми должен быть озабочен Совет Безопасности в первую очередь. 

Полагаем, что в реальности Совету под силу переломить эту наболевшую проблему в случае, если все его члены будут готовы работать непредвзято, реагируя на угрозы международному миру и безопасности с учетом всех сопутствующих факторов, вместе того, чтобы слепо продолжать зачитывать избитые пропагандистские клише.

Со своей стороны, как и всегда, готовы участвовать в конструктивном и предметном обсуждении способов конкретного решения всего комплекса проблем Корейского полуострова, к чему призываем и других членов Совета.

Благодарю за внимание.

 

Видео выступления