Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по ситуации в Косово

Г-н Председатель,

Признательны Спецпредставителю Генсекретаря Каролин Зияде за брифинг о ситуации в крае и представленные соображения. Приветствуем участие Премьер-министра Сербии Аны Брнабич. Выслушали мнение г-жи Вьосы Османи. Особенно умилились ее навязчивым, но, как и прежде, неуклюжим попыткам приплести Россию к происходящему в Косово. Ваши попытки представить Косово «лучом» и «образцом» демократии на мрачном фоне окружающих край автократий могут вызвать ну разве что саркастическую улыбку. 

За полгода, прошедшие со времени предыдущего заседания СБ ООН по Косово, ситуация в крае значительно деградировала. Причина прежняя – стремление так называемых приштинских властей установить полный контроль над сербонаселенным севером края.

В апреле Приштина привела к власти в четырех неалбанских муниципалитетах своих ставленников, избранных на псевдоголосовании, которое бойкотировало сербское население. Несмотря на мизерную явку в 3,47%, обеспеченную за счет представителей албанского меньшинства, США и ЕС признали выборы состоявшимися. Прямым следствием стал фактический захват административных зданий новыми т.н. «мэрами» в сопровождении косовского «спецназа», что привело к серьезному всплеску насилия в конце мая.

Особенно нас тревожит то, что ведомые НАТО Силы для Косово (СДК) на сей раз, по сути, выступили заодно с косовоалбанскими «силовиками» – именно персонал СДК попытался разогнать косовских сербов, мирно протестовавших у здания администрации муниципалитета Звечан 29 мая. Этим воспользовались косовоалбанцы, открыв огонь по гражданским лицам из автоматических винтовок. С обеих сторон пострадали десятки людей, лишь по счастливой случайности обошлось без жертв.

Запад на словах осудил «чрезмерную самостоятельность» А.Курти, одобрил некие «дисциплинарные меры». Однако они носят лишь показной характер.

Реальность на севере Косово стала весьма суровой – это практически ежедневные акты устрашения, аресты сербов, нападения на людей и их собственность. С момента прихода к власти ультранационалистического движения «Самоопределение» в 2021 г. совершено 420 (а сейчас еще и больше) этнически мотивированных нападений на сербов. Особенно поражают воображение случаи варварского сожжения домов возвращающихся в край беженцев. За последние месяцы произошло по меньшей мере два подобных инцидента. По-прежнему не урегулирован спор вокруг монастыря Высокие Дечаны, которому безосновательно отказывают в праве собственности на прилегающую территорию. Продолжилось и произвольное отчуждение принадлежащей сербам земли на севере края для обустройства там опорных баз косовской «полиции».

Сейчас северные районы Косово находятся в фактической блокаде. Запрет на ввоз товаров из центральной Сербии подводит ситуацию к гуманитарной катастрофе – не хватает вакцин для детей, в т.ч. новорожденных, лекарств для онкологических и других пациентов. На исходе запасы кислорода в больнице Косовской Митровицы.Об этом сегодня говорила Премьер-министр Сербии.

Всё вышеперечисленное выставляет Приштину в весьма неприглядном свете. Для того, чтобы переключить внимание, а заодно возложить ответственность за происходящее на Белград, муссируется инцидент, который произошел на севере края в н.п. Баньска 24 сентября. В результате погибли три местных серба и косовоалбанский «полицейский». 

У нас много вопросов по случившемуся. Прежде всего, неизвестно, почему самоустранились международные присутствия. Ранее в подобных ситуациях патрули миссии ЕС в области верховенства закона, а также подразделения СДК оперативно направлялись в зоны напряженности для разделения противоборствующих сторон и запуска переговорного процесса. Теперь же ситуация была всецело отдана на откуп косовоалбанцам, что и привело к трагическому исходу.

Примечательно и то, что в день инцидента на Западе решили не дожидаться первых результатов расследования и сразу назвали событие «отвратительным» и «ужасным» терактом. Косовоалбанцы взялись распространять дезинформацию о том, что их «полицейский» был якобы застрелен сербами, поддерживаемыми из Белграда. И лишь впоследствии они вынужденно признали, что тот пострадал от детонации взрывного устройства. При этом прекратившие сопротивление сербы были убиты не в ходе перекрестного огня, а выстрелами в упор.

Словом, налицо попытки оклеветать Белград. Попытки, опасные тем, что Приштина получает карт-бланш на усиление репрессий против сербского населения края. Убеждены, что если этому произволу не положить конец, последствия могут быть исключительно тяжелыми, вплоть до возобновления вооруженного конфликта.

На тенденцию к открытому противостоянию указывает и нелегитимное преобразование приштинских «Сил безопасности» в квазиармию, их снабжение современными вооружениями и военной техникой, подготовка косовоалбанского персонала на американской базе «Бондстил», которая изначально была предназначена для ровно противоположных – миротворческих задач. Про то, что данные шаги самым грубым образом нарушают резолюцию СБ ООН 1244, западные оружейные доноры предпочитают не вспоминать. 

В данном контексте показательно также и то, что Приштина декларирует преемственность между «полицией» и «освободительной армией Косово» – террористической организацией, лидеры которой, включая Хашима Тачи, в настоящее время проходят в качестве обвиняемых по делу о тяжких военных преступлениях в специализированном судебном органе в Гааге. Рассчитываем, что эта структура не повторит ошибок Международного трибунала по бывшей Югославии и все виновные понесут заслуженное наказание. В данном контексте красноречив отказ Приштины – вопреки решениям суда в Гааге – выплачивать компенсации жертвам преступлений боевиков «освободительной армии Косово».

Потакание со стороны Запада лишь разжигает великоалбанские амбиции «квазипремьера» А.Курти, выходящие далеко за пределы края. Он пытается дестабилизировать регионы центральной Сербии с мусульманским населением, поощряет центробежные тенденции в Северной Македонии. А имеющие хождение карты «Великой Албании» затрагивают также территориальную целостность Черногории и Греции. 

Г-н Председатель,

Обращаем Ваше внимание на то, как в этих условиях западные страны разрушают международно-правовые основы урегулирования. Посредники из Вашингтона и Евросоюза неуклюже выдают ущемляющие сербов однобокие схемы за «успешный компромисс». Пресловутое «Соглашение о пути к нормализации» пренебрегает коренными интересами Сербии, требует признать суверенитет Косово. Вдобавок ко всему это подается так, будто бы не существует ни резолюции СБ ООН1244, ни Брюссельских соглашений, а процесс нормализации начался лишь с устных договоренностей от февраля-марта этого года. Параллельно с этим продвигается заявка края на членство в Совете Европы. Косоварам также обещано, что с 1 января 2024 г. вступит в силу визовая либерализация с ЕС.

Очевидно, что абсолютное потворство Альбину Курти со стороны его менторов позволяет ему безнаказанно саботировать свое безусловное обязательство по формированию Сообщества сербских муниципалитетов Косово (ССМК). В Приштине заявляют, что идея ССМК якобы мертва. В то же время призывают, чтобы разработку устава Сообщества возглавил Вашингтон, который категорически против предоставления сербам в Косово каких-либо исполнительных полномочий. В этой связи хотели бы подчеркнуть, что пока не будет создано ССМК в его исконном виде, говорить о безопасности сербского населения в крае невозможно. А без этого немыслим и поиск надежной, устойчивой развязки.

Первоочередными же шагами по деэскалации должны стать вывод косовоалбанского т.н. «спецназа» из северных районов края, демонтаж его пунктов базирования и блокпостов. Необходимо также возвращение к мандату со стороны СДК, четко определенному резолюцией 1244 СБ ООН. Заданные этим основополагающим документом международно-правовые параметры поиска устойчивого и справедливого решения по Косово не имеют альтернативы. Оно должно быть приемлемым для Белграда и получить одобрение СБ ООН.

Неизменно востребована деятельность Миссии ООН по делам временной администрации в Косово (МООНК) при сохранении ее кадрового и финансового потенциала. Обращаем внимание, что до сих пор не привлечены к ответственности косовоалбанцы, причастные к задержанию еще 28 мая 2019 г. сотрудника МООНК М.А.Краснощекова и нанесению ему тяжких телесных повреждений. Еще один сотрудник Миссии А.Н.Антонов 31 декабря 2021 г. противоправным решением краевых «властей» был объявлен «персоной нон грата». В отсутствие адекватной реакции повторение аналогичных шагов применительно к персоналу ООН в других уголках мира – лишь вопрос времени.

Недопустимы попытки вычеркнуть косовское досье из повестки дня СБ ООН. Помним пробросы некоторых наших коллег, которые пытаются убедить Совет, что в Косово, дескать, «ничего серьезного не происходит», ситуация там «больше не является вопросом мира и безопасности», a тематические заседания СБ следовало бы проводить один раз в год вместо двух. Как потом развивались события в крае в сентябре, нам хорошо известно. Регулярное обсуждение ситуации в Косово в нынешних условиях должно оставаться на повестке Совета.

Благодарю за внимание.

Видео выступления