Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании СБ ООН по политической ситуации в Сирии

Г-жа Председатель, 

Благодарим Спецпосланника Генсекретаря ООН по Сирии Гейра Педерсена за представленный обзор политической обстановки в этой стране. Внимательно выслушали давно потерявшую связь с Сирией г-жу Лубну Алканавати. Наверное, сложно найти что-то более далекое от правды, чем прозвучавшие из ее уст утверждения и измышления. Сожалеем, что американское председательство решило превратить наше заседание в фарс и бесполезный антисирийский спектакль.

Уважаемые коллеги,

По-прежнему не видим альтернативы продвижению процесса политурегулирования в Сирии, ведомого и осуществляемого самими сирийцами при содействии ООН, в строгом соответствии с резолюцией СБ 2254 и при уважении суверенитета, независимости, единства и территориальной целостности этой страны.

В этой связи убеждены в необходимости продолжения прямого межсирийского диалога, основной площадкой для которого был и остается Конституционный комитет (КК). При этом продолжаем исходить из того, что принципиальные решения о модальностях дальнейшей работы КК и месте проведения следующих раундов консультаций должны приниматься самими сирийцами без внешнего вмешательства. Определить такую «площадку» должны именно они во взаимодействии со Спецпосланником и при поддержке стран-гарантов Астанинского формата – России, Ирана и Турции. Поддерживаем озвученную Спецпосланником опцию с проведением таких встреч в Омане.

Г-жа Председатель,

Прогресс на треке сирийского политурегулирования сейчас особенно востребован еще и потому, что ситуация «на земле» остается стабильно напряженной. Основные угрозы безопасности как для Сирии, так и для всего региона по-прежнему связаны с сохранением масштабных очагов терроризма. 10 августа на востоке Сирии в провинции Дейр-эз-Зор террористы «Исламского государства» совершили нападение на автобус, перевозивший военнослужащих САР. В результате атаки несколько десятков человек погибли и получили ранения. Решительно осуждаем этот террористический акт и выражаем солидарность с руководством и народом САР в борьбе с терроризмом.

Хотел бы вновь подчеркнуть, что террористические угрозы сирийцам исходят из районов, неподконтрольных правительству этой страны. При этом одним из основных дестабилизирующих факторов остается незаконное военное присутствие США в Заевфратье, а также вокруг н.п. Ат-Танф на юго-востоке САР, где ведется активная вербовка и подготовка боевиков различных тергруппировок, в том числе ИГИЛ. На этом фоне не выдерживают никакой критики заигрывание западных государств с терэлементами и попытки использовать их в своих геополитических целях. Политика Вашингтона, нацеленная на сохранение фактической оккупации обширных районов на северо-востоке Сирии, богатых нефтегазовыми и сельскохозяйственными ресурсами, а также продолжение нелегитимного санкционного давления на Дамаск ведет к дальнейшему ухудшению социальной-экономической ситуации и активизации экстремистского подполья в Сирии.

В связи с этим солидаризируемся с законными требованиями властей САР о выводе всех нелегитимно находящихся на территории этой страны воинских контингентов. Исходим из того, что достижение устойчивой стабилизации в САР возможно исключительно через окончание иностранного военного присутствия в нарушение суверенитета и территориальной целостности САР, а также безусловное прекращение регулярных авиаударов ВВС Израиля, последний из которых пришелся по пригородам Дамаска накануне сегодняшнего заседания. Он стал уже 22-м с начала текущего года. 

Подобные акции в нарушение суверенитета Сирии и соседних арабских стран, как и отсутствие какой-либо должной реакции со стороны руководства ООН, вызывают у нас глубокое сожаление и осуждение.

Г-жа Председатель,

Исходим из того, что возвращение САР в «арабскую семью» и взаимные шаги в направлении восстановления отношений с Турцией способствуют общему оздоровлению атмосферы в регионе Ближнего Востока и скорейшему преодолению последствий сирийского кризиса. В этом контексте убеждены в контрпродуктивности настойчивых попыток западных стран помешать этим естественным процессам. Рассматриваем подобные неконструктивные шаги как вмешательство в суверенные решения государств и политизацию таких сугубо гуманитарных вопросов, как, в частности, содействие возвращению беженцев, страны приема которых – Ливан, Иордания, Турция – не скрывают пределов своих возможностей по их дальнейшему размещению. В свою очередь западные доноры, громко рассуждающие о бедствиях сирийцев, на деле упорно не желают помогать им в возращении на родину, предпочитая оплачивать их пребывание в странах приема. Видим в этом очередной пример «двойных стандартов» западных коллег.

Со своей стороны считаем необходимым обеспечить фундаментальное право беженцев на возвращение, как это предусмотрено в резолюции 2254 СБ ООН, при условии тесной координации таких усилий с Дамаском. 

Благодарю Вас.

 

Видео выступления