Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании СБ ООН по политической и гуманитарной ситуации в Сирии

Г-н Председатель,

Благодарим спецпосланника Генсекретаря ООН по Сирии Гейра Педерсена и Директора Управления по гумфинансированию и мобилизации ресурсов УКГВ ООН Лизу Доутон за обзор политической и гуманитарной ситуации в САР.

Беспрецедентная по масштабам жертв эскалация в зоне палестино-израильского конфликта провоцирует дополнительную напряженность в дружественной нам Сирии. На фоне кровопролитной военной операции Израиля в секторе Газа и непрекращающихся силовых рейдов на Западном берегу реки Иордан произошла заметная активизация различных сил и формирований в регионе. Участившиеся налеты израильских ВВС на сирийские объекты, прежде всего аэропорты в Дамаске и Алеппо, которые служат основными воротами для ввоза в Сирию ооновской гумпомощи, а также нарастающие обмены ударами на «Голубой линии» между Ливаном и Израилем рискуют втянуть Сирию в полномасштабную региональную конфронтацию. Этого никак нельзя допустить.

При этом в стране сохраняются и усугубляются имеющиеся сложности: террористический очаг в Идлибе, столкновения между курдами и протурецкими формированиями, нестабильность на юге, включая подконтрольную США зону под Ат-Танфом. Примечательно, что в контексте ситуации в секторе Газа наши американские коллеги активно эксплуатируют тезисы о борьбе с угрозой терроризма и самообороне, безосновательно утверждая такое право не только за Израилем – оккупирующей державой в Палестине, но и за Вашингтоном с его союзниками, незаконно оккупирующими части сирийской территории под предлогом якобы противодействия ИГИЛ и «Аль-Каиде».

Одновременно США упорно отказывают Дамаску как в праве на борьбу с листированными Советом Безопасности ООН террористами из «Хейат Тахрир аш-Шам» в Идлибе, так и на самооборону от произвольных атак Израиля. В этих условиях показательным является молчание наших западных коллег, которые не могут не понимать риски, прямо вытекающие из подобных безрассудных действий.

Решительно осуждаем происходящее и расцениваем продолжающиеся удары по территории САР как грубейшее нарушение сирийского суверенитета и базовых положений международного права, включая международное гуманитарное право.

В контексте продвижения сирийского политурегулирования в рамках резолюции СБ 2254 последовательно и неизменно поддерживаем возобновление ритмичной работы Конституционного Комитета (КК) при посредничестве ООН. Поддержка ему выражена также в итоговой декларации шестой сессии Российско-Арабского форума сотрудничества на уровне министров иностранных дел, завершившего свою работу в Марракеше, Марокко. Там говорится о «стремлении возобновить работу на сирийском конституционном треке при содействии ООН». В этой связи рассчитываем на Ваше содействие, г-н Педерсен, сирийским сторонам по поиску новой взаимоприемлемой площадки для КК, не распыляя при этом усилия по другим, не поддерживаемым самими сирийцами, направлениям. 

Г-н Председатель, 

По–прежнему убеждены в необходимости обеспечить фундаментальное право сирийских беженцев на возвращение, как это предусмотрено резолюцией СБ 2254, при строгом условии координации таких усилий с Дамаском. В этой связи хотели бы отметить указ Президента САР Башара Асада от 16 ноября о всеобщей амнистии граждан страны. Такое решение руководства САР в дополнение к амнистии 2022 года призвано способствовать возвращению сирийских граждан на родину. Более того, правительство Сирии демонстрирует готовность конкретными делами содействовать гражданскому примирению, работать на треке задержанных и пропавших без вести, содействуя тем самым выполнению резолюции СБ 2254. В упомянутой мною итоговой декларации шестой сессии Российско-Арабского форума сотрудничества на уровне министров иностранных дел также упоминается о важности преодоления кризиса беженцев и его последствий, с которыми сталкиваются сами сирийцы и принимающие их страны. Отмечается также необходимость укрепления сотрудничества между сирийским Правительством и странами, принимающими беженцев, для организации и облегчения процесса их добровольного, достойного и безопасного возвращения на Родину и прекращения их страданий в координации и сотрудничестве с соответствующими агентствами ООН.

Уважаемые коллеги,

В это же документе подтверждается важность доставки гуманитарной помощи во все сирийские регионы без какой-либо политизации. Однако в отношении гуманитарной ситуации в Сирии причины для наших тревог только увеличиваются. Аналогично воспринимают ситуацию и гуманитарщики, работающие в этой стране. Отсутствие должного финансирования, обставленные политическими условиями взносы доноров, санкционное давления стран Запада, да и в целом запредельно политизированный подход к гуманитарным операциям в этой арабской стране приводит к тому, что обстановка «на земле» стремительно деградирует. Мы призываем страновую команду ООН в Дамаске выработать более эффективный подход к оказанию помощи нуждающимся сирийцам во всех регионах страны без какой-либо дискриминации.

Сейчас от резидента-координатора всемирной Организации в Сирии требуется, в частности, проявить политическую волю и представить нам доклад о негативном влиянии односторонних санкций на ситуацию в этой стране. На это есть мандат резолюции Второго комитета, которую Генассамблея утвердила позавчера – 19 декабря. К слову, речь о поручении мониторить негативные последствия санкций, относится ко всей страновой команде, включая УКГВ. Давно должна была быть отозвана и внутрисекретариатская методичка «Параметры и принципы оказания гуманитарного содействия Сирии», которая прямо увязывает проведение восстановительных работ в этой стране с прогрессом на политическом треке. Это не что иное, как прямое потакание Секретариатом ООН западным антисирийским установкам, бросающее тень на предписанную Уставом ООН всем сотрудникам Организации беспристрастность.

Г-н Председатель,

Правительство Сирии продлило 10 ноября разрешение для ООН задействовать трансграничные пункты пропуска «Баб Ас-Салям» и «Ар-Раи» еще на три месяца, то есть до 13 февраля 2024 года. 13 января следующего года истекает временное разрешение для ООН на использование КПП «Баб Аль-Хава». Его дальнейшая судьба – это суверенное решение Дамаска, принимаемое в рамках двустороннего диалога между сирийским правительством и ООН. В любом случае, исходим из того, что гуманитарный потенциал КПП «Баб Аль-Хава» не должен использоваться ооновцами из офиса в Газиантепе для стихийных и несогласованных с Дамаском визитов в Идлиб. УКГВ надлежит строго отчитывается перед властями САР по этому вопросу.

Знаем, что ООН планирует до конца года отправить, наконец, в северо-западные районы Сирии первый с момента непродления резолюции СБ 2672 гумконвой через линии соприкосновения. Рассчитываем на успех этой операции. Ведь, как нам не перестают твердить, гуманитарные нужды в неподконтрольных Дамаску регионах этой части страны остаются высокими. 

В целом приходится констатировать, что механизм «cross-line» конвоев, с необходимостью которых наши западные и секретариатские коллеги не спорят, по-прежнему не работает. Не видим вашего особого рвения в работе с теми, кого вы малодушно называете «властями на земле», в целях выправления этой абсолютно неприемлемой ситуации, подрывающей тезис о том, что помощь сирийцам в Идлибе должна доставляться всеми возможными способами. Из всего этого напрашивается вывод о том, что страдания сирийцев, так же, как и страдания газавитян наших западных коллег абсолютно не волнуют. Всё, что их заботит – это геополитические игры и поддержка своих клиентов в регионе, какие бы преступления они ни совершали.

Благодарю за внимание.

Видео выступления