Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление и.о. Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании СБ ООН по «черноморской инициативе»

Г-жа Председатель,

Благодарим Вас за приглашение предложенного нами докладчика и рациональный подход к количеству делегаций, допущенных на этот раз по правилу 37.

Уважаемые коллеги,

Мы внимательно выслушали ваши выступления и вновь поразились степенью цинизма западных членов СБ, их стремлением скрыть правду и выдать желаемое за действительное.

Большинство из вас в той или иной степени высказало сожаление в связи с прекращением функционирования т.н. «зерновой инициативы», позволявшей поставлять украинское зерно на мировые рынки. У меня к вам вопрос: а чего вы, собственно, ожидали? Мы с первых дней обращали всеобщее внимание на то, что «инициатива» перестает соответствовать изначально заявленной цели и приобретает отчетливо выраженный коммерческий характер. Фактически с самого начала в отрыв среди закупщиков продовольствия из Украины вырвались развитые государства. Однако никаких шагов по выправлению этой тенденции так и не последовало. За время работы «черноморской инициативы» в общей сложности было вывезено 32,8 млн. тонн грузов, из которых более 70% направились в страны с высоким и выше среднего уровнями доходов, включая ЕС. На долю беднейших государств, в частности Эфиопии, Йемена, Афганистана, Судана и Сомали, пришлось менее 3%.

Такая география и коммерциализация изначально гуманитарной инициативы становится понятной, если учесть, что владельцами значительной части украинских пахотных земель (более 17 млн. га) являются западные корпорации Cargill, DuPont и Monsanto. Именно они скупили украинские земли после снятия Киевом по требованию МВФ 20-летнего моратория на их продажу и стали главными бенефициарами украинского зернового экспорта. С другой стороны, европейцы, приобретающие по демпинговым ценам украинское продовольствие, затем перерабатывают его у себя и перепродают в качестве готовых товаров с высокой добавленной стоимостью. То есть зарабатывают на этом дважды. Скажите, при чем здесь задача обеспечения продовольствием беднейших стран, о которой мы сегодня опять услышали?

Уважаемые коллеги,

Если же действительно вести речь о насыщении мирового рынка продовольствием и глобальной продбезопасности, то в фокусе внимания должна быть Россия, а не Украина.

Давайте сравним показатели производства зерновых в России и на Украине за прошлый год. На Украине оно составило порядка 55 млн. тонн зерновых, из которых на экспорт пошло 47 млн. тонн. При этом доля пшеницы составляет только 17 млн. тонн. В России же было собрано 156 млн. тонн зерна, из которых мы экспортировали 60 млн. тонн, включая 48 млн. тонн пшеницы. Сразу хочу оговориться: экспортировали не благодаря «зерновой сделке», а вопреки тем препонам, которые нам создавали.

Таким образом, простая арифметика наглядно демонстрирует, что Россия занимает 20% мирового рынка пшеницы, доля Украины – менее 5%. Так кто играет большую роль в глобальной продбезопасности?

Добавьте к пшенице производимые Россией удобрения, и картина станет еще яснее. Специалисты все прекрасно понимают. Именно поэтому составной частью «сделки» стал Меморандум между Россией и ООН по экспорту российской сельхозпродукции и удобрений. Ни одно из его положений за год, по сути, не выполнено. С учетом бесспорного места России в ряду крупнейших экспортеров зерновых в мире, очевидно, что мы, соглашаясь на «пакетную» сделку и слыша призывы к объединению усилий в целях глобальной продбезопасности, ожидали изъятия из дискриминационного подхода к нам со стороны государств Запада, которые ввели против нас беспрецедентные санкции, фактически попытавшись организовать блокаду нашим производителям. Это было важно не в наших интересах, а в интересах нуждающихся государств в мире – бедных государств. Тот факт, что санкции США, Лондона и ЕС формально не распространяются на продовольствие и удобрения, на деле не сыграло никакой роли. Речь идет о серьёзнейших барьерах на пути нашего экспорта, снимать которые или хотя бы предоставлять работающие изъятия из которых никто и не собирался. Из-за этих барьеров Россия потеряла ряд стран-покупателей, банковские системы которых не смогли адаптироваться к новым реалиями. Зато у нас появились новые рынки, где проблемы расчетов и логистики удалось решить. И сделано это было нашими поставщиками, к сожалению, без содействия со стороны ООН.

Призванный же помогать нам Меморандум Россия-ООН фактически так и не заработал. Одно из наших ключевых требований – переподключение к системе SWIFT «Россельхозбанка» – официально отвергнуто ЕС и США. Разовые транзакции с разрешения Вашингтона или Брюсселя не способны обеспечить бесперебойное проведение трансграничных расчетов, равно как и способствовать долгосрочному планированию сельхозпоставок, а идеи об учреждении «дочек» банка нереализуемы.

Никто из тех, кто сегодня кричит о том, что Россия якобы «морит весь мир голодом», палец о палец не ударил даже для обеспечения безвозмездных, я подчеркиваю, безвозмездных поставок российских минеральных удобрений под эгидой ООН. С момента объявления данной сугубо гуманитарной инициативы в сентябре 2022 г. из 262 тыс. тонн продукции, заблокированной в Латвии, Эстонии, Бельгии и Нидерландах, были с огромным трудом отправлены всего две партии – 20 тыс. тонн в Малави и 34 тыс. в Кению. А о том, какую роль играют удобрения в обеспечении продовольственной безопасности мы только что услышали от Михаила Хазина.

Ввоз в Россию запчастей и оборудования для производства сельхозпродукции и удобрений запрещен как товаров «двойного назначения». Вся территория нашей страны объявлена зоной военных рисков с неподъемными ставками страхования до уровня запретительных, а иностранные порты закрыты для доступа наших судов и грузов. Зарубежные счета отечественных сельхозкомпаний «заморожены». Частично разблокированные средства переместились в карманы тех же западников за счет погашения кредитов и оплаты безвозмездных поставок наших удобрений.

Мы, тем не менее, терпеливо ждали, что наши договоренности с ООН будут выполнены. Дважды соглашались на продление сделки, несмотря на все безобразие, происходившие с «черноморской инициативой». Мы ждали результатов целый год, и этот год стал для наших производителей и экспортеров продовольствия и удобрений откровенно убыточным. Из-за падения стоимости нашего зерна на мировых рынках на 30-40% потери российских аграриев составили 1,2 млрд. долл. Из-за ситуации с морским фрахтом и стоимостью международных расчетов рентабельность поставок упала в два раза. Цены же на импортное сельхозоборудование и запчасти для наших сельхозпроизводителей выросли на 40%, издержки при финансовых транзакциях – на 10%. Не меньшие проблемы и у наших производителей удобрений, чьи потери насчитывают порядка 1,6 млрд. долларов.

Уважаемые коллеги,

Нас долго кормили обещаниями по поводу возобновления работы аммиакопровода «Тольятти – Одесса». Почти год, в попытках выторговать себе дополнительные выгоды по «черноморской инициативе», Киев просто блокировал его работу несмотря на то, что поставки аммиака прописаны обоими стамбульскими соглашениями и должны были начаться одновременно с вывозом украинского продовольствия. Хотел бы пояснить, что экспорт аммиака нес, в том числе и Киеву, большие экономические выгоды. О гуманитарных же плюсах для всего мира и говорить не приходится. Судите сами – ежегодно этот трубопровод обеспечивал поставки порядка 2 млн. тонн сырья для производства удобрений, достаточных для того, чтобы накормить 45 млн. человек. Однако 5 июня киевский режим попросту подорвал его. Теперь же мы столкнулись с ситуацией, что мировой экспорт аммиака просел на 70%. Почему никто, в том числе в ООН, не осуждает это преступление и не бьет тревогу об упущенных возможностях и долгоиграющих последствиях безответственных действий киевского режима?

Вдобавок ко всему этому, мы еще и столкнулись с ситуацией, когда режим Зеленского и его западные спонсоры не гнушались вопреки договоренностям использовать гуманитарные коридоры для совершения атак на военные и гражданские российские объекты. Эти действия также оставались без надлежащей оценки со стороны ООН и западных стран. И вы хотите, чтобы мы с этим мирились?

Уважаемые коллеги,

Думаю, что с учётом приведенных мною фактов никого не должно было удивить принятое нами решение о прекращении «черноморской инициативы» после 17 июля и о сворачивании морского гуманитарного коридора с 00.00 московского времени 20 июля 2023 года. Теперь все суда, следующие в акватории Черного моря в украинские порты, рассматриваются нами как потенциальные перевозчики грузов военного назначения. Соответственно, страны флага таких судов будут считаться вовлеченными в украинский конфликт на стороне киевского режима. Кроме того, ряд морских районов в северо-западной и юго-восточной частях международных вод Черного моря объявлены временно опасными для судоходства. Соответствующие информационные предупреждения об отзыве гарантий безопасности мореплавателям были изданы в установленном порядке.

Кроме того, мы вынуждены констатировать, что за год действия «сделки» киевский режим накопил под ее прикрытием значительные военно-промышленные, топливные и складские мощности в районах своих черноморских портов. Там же размещались существенные людские ресурсы ВСУ и иностранных наемников. С прекращением «сделки» у нас появилась возможность исправить эту ситуацию. Рассматриваем всю черноморскую портовую инфраструктуру Украины в качестве места дислокации и пополнения мощностей ВСУ западным вооружением, которое Киев использует против России. Вооруженные силы Российской Федерации высокоточным оружием морского и воздушного базирования с 19 июля наносят групповые удары по объектам военной промышленности, топливной инфраструктуры и складам боеприпасов ВСУ в районе г. Одесса, по цехам производства и местам хранения безэкипажных катеров в районах Одессы и Ильичёвска Одесской области, а также по объектам топливной инфраструктуры и складам боеприпасов ВСУ в районе г. Николаев. Все эти объекты успешно поражаются.

На этом фоне ознакомились со вчерашней реакций Генсекретаря ООН на наши военные действия. Хотим в этой связи задать только один вопрос: а где можно ознакомиться с аналогичным осуждением А.Гутерреша подрыва Киевом аммиакопровода «Тольятти-Одесса», о чьем потенциале для глобальной продбезопасности мы сегодня уже упоминали?

Г-жа Председатель,

При этом мы отдаем должное усилиям Генсекретаря ООН и его команды, которые искренне стремились к выполнению всех данных Западом обещаний, но так и не смогли ничего добиться. А вот для срыва договоренностей наши так называемые бывшие партнёры на Западе сил не пожалели, сделали всё, чтобы пустить «сделку» под откос. Кроме того, мы с вами прекрасно помним, как США, Великобритания и Франция в июле и ноябре прошлого года заблокировали попытки принять какой-либо продукт СБ с упоминанием Меморандума Россия-ООН. Теперь мы все знаем почему – Меморандум Россия-ООН они никогда и не собирались выполнять. Как и Минские соглашения. Беспрекословной реализации стамбульских договоренностей требовали только от нас и нам же во вред. А сегодня они лукаво пытаются обвинить Россию в срыве этой сделки. Да и вообще чуть ли не во всех бедствиях населения африканских и ряда других стран. То есть тех самых государств, из которых сам Запад в своё время выжимал все соки и ресурсы, столкнул их в пучину войн, голода и нищеты и продолжает сейчас в рамках своей неоколониальной системы беззастенчиво их грабить. А сегодня некоторые европейские страны, которые на словах говорят о том, что нужно дать возможность Украине экспортировать сельхозпродукцию, сами запрещают ввоз украинского зерна на свою территорию, ставя при этом во главу угла интересы своих товаропроизводителей. И продолжая таким образом «пробивать дно» цинизма и лицемерия.

Уважаемые коллеги,

Хочу подчеркнуть: мы не против самой «зерновой сделки» как таковой, тем более учитывая её значение для глобального рынка продовольствия и для многих государств мира, и готовы рассмотреть возможность вернуться в неё, но только при одном условии – если будут в полном объёме учтены, а главное, реализованы все без исключения ранее согласованные принципы участия России в этой сделке.

Для вашего удобства напомню, о чём идёт речь.

Первое – это реальный, а не умозрительный вывод из-под санкций поставок российского зерна и удобрений на мировые рынки.

Второе – должны быть сняты все препятствия для российских банков, финансовых институтов, которые обслуживают поставки продовольствия и удобрений, речь в том числе идёт об их незамедлительном подключении к международной банковской системе расчётов SWIFT. Какие-то новые обещания и идеи на этот счёт нас не устроят, нам нужно только выполнение этих условий.

Третье – должны быть возобновлены поставки в Россию запчастей, комплектующих для сельхозтехники и отрасли производства удобрений. Стоимость импортных запчастей для оборудования и оборудование для наших производителей в целом для них выросла на 40%, рост издержек при финансовых транзакциях – порядка 10%. Общие потери составили порядка 1,6 млрд. долларов.

Четвертое – должны быть решены все вопросы с фрахтом судов и страхованием российских экспортных поставок продовольствия, обеспечена вся логистика продовольственных поставок. Рост стоимости фрахта морских судов для перевозки грузов и стоимости международных финансовых расчётов и других транзакций привели к падению рентабельности поставок в два раза.

Пятое – должны быть обеспечены беспрепятственные условия для расширения поставок российских удобрений, сырья для их производства, в том числе должна быть восстановлена работа аммиакопровода Тольятти – Одесса.

Шестое – должны быть разблокированы российские активы, связанные с сельхозотраслью.

Наконец, седьмое – это восстановление изначального гуманитарного характера «зерновой сделки». Она должна работать в интересах нуждающихся стран, а не делать богатые страны еще богаче.

Уважаемые коллеги,

Как только все эти условия будут выполнены, мы незамедлительно вернёмся в «зерновую сделку». Именно их выполнение станет вкладом западных государств в обеспечение международной продовольственной безопасности. Пока же все, что мы видим и слышим – это лишь демагогия и лицемерие.

Благодарю за внимание.

 

Видео выступления