Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи в ходе открытых дебатов в СБ ООН по теме «Продвижение устойчивого мира посредством всеобщего развития»

Г-н Председатель,

С большим вниманием выслушали выступления Генерального секретаря ООН, Президента Нового банка развития Дилму Роуссефф и профессора Джефри Сакса.

Благодарим китайское председательство за инициативу обсудить в СБ взаимосвязь мира и развития. Это особенно символично сегодня – ведь сегодня мы отмечаем день индустриализации Африки. При этом хотели бы подчеркнуть, что, обсуждая модальности конструктивной смычки сохранения мира с вопросами развития, которая на сегодня еще только оформляется в концептуальном плане, важно гарантировать неукоснительное соблюдение закрепленного в Уставе всемирной Организации принципа «разделения труда» между ее главными органами в области мира и развития и избежать дублирования мандатов. Полагаем, что проблемами развития должны в первую очередь заниматься профильные площадки, включая Генассамблею ООН и ЭКОСОС, система развития.

Г-н Председатель,

Мы разделяем озабоченность Секретариата ООН и ведущих экспертов в этой области в связи с тем, что выполнение главной задачи Повестки-2030, а именно искоренение бедности, застопорилось. Помимо последствий пандемии, это обусловлено серьезными макроэкономическими просчетами Запада, нарастающей политизацией международного развития со стороны крупных стран-доноров, в том числе продолжением коллективным Западом практики незаконных односторонних принудительных мер, наносящих ущерб благосостоянию простых граждан в наиболее уязвимых государствах и ведущей к фрагментации мировой торговли, ограничению доступа к инвестициям и технологиям. Развитые страны не выполняют обязательства по содействию «Глобальному Югу» в области официальной помощи развитию и климатического финансирования. Зато они с готовностью наращивают поставки вооружений в зоны конфликтов, прибыль от которых, как известно, получают западные оружейные компании. При этом помощь развитию со стороны западных доноров нередко сопровождается фактическим вмешательством во внутренние дела развивающихся государств в виде требований осуществить определенные социально-экономические (например, с дисбалансом в сторону климатической повестки) либо даже политические преобразования. 

Параллельно отмечаем, что ЕС и США озабочены прежде всего созданием конкурентных преимуществ и навязывают странам Глобального Юга форсированный энергопереход и отказ от традиционных видов топлива. Сами же они не стесняются прибегать к ним там и тогда, когда им это выгодно, а развивающиеся страны в итоге все более отстают в развитии от «озеленяемого ускоренными темпами» «цветущего сада».

В концептуальной записке наших китайских друзей справедливо также обращается внимание на неравноправный доступ к государственному и частному финансированию. Это во многом обусловлено структурными особенностями существующей международной финансовой системы и ее институтов, созданных Западом для обслуживания его же собственных интересов. 

Невозможно игнорировать и усугубляющийся долговой кризис, вопросы сырьевой зависимости бывших колоний, необъективность кредитно-рейтинговых агентств и англосаксонских арбитражных судов – все эти элементы неоколониальной политики направлены на сохранение закабаления и отставания развивающихся стран. Обобщая, обеспечение прочных предпосылок для достойной жизни и мирного безконфликтного существования органично требует радикального преобразования международной экономической системы развития. 

Сквозь призму многоаспектной экономической уязвимости (полезной, на наш взгляд, разрабатываемой концепции) вполне оправданно рассматривать отдельные страновые сюжеты, например, Сирию, Афганистан или ряд стран Африки, для которых односторонние ограничения и блокады затрудняют привлечение международного финансирования, техсодействия и повышения потенциала. ООН следует поддерживать содействие таким странам в выстраивании сети эффективных и устойчивых партнерств по развитию.

Г-н Председатель,

Убеждены, что, если мы не выработаем единое понимание первопричин имеющихся проблем обеспечения мира и развития, ООН не сможет переломить наблюдаемые сегодня крайне неблагоприятные для развивающихся стран тенденции. И сколько бы миллиардов долларов ни выделялось нуждающимся странам, ситуация с международным миром и безопасностью будет и дальше деградировать, а неравенство, нищета и масштабная миграция лишь продолжат увеличиваться. И, как следствие, будет расти и число, и острота конфликтов. 

Необязательно быть экономистом, чтобы понимать: необходима прежде всего мобилизация огромных финансовых и нефинансовых ресурсов для стран «Глобального Юга» для реализации «Повестки-2030» с тем, чтобы они смогли распроститься с колониальными моделями экономики и встать на самостоятельный путь развития. Причем таких ресурсов, которые существуют не только на бумаге, или уплывают в карманы консультантов из стран-доноров, а реально доходят до нуждающихся. Оценки потребностей тут разные. Распространенная ооновская цифра – на достижение целей устойчивого развития требуется порядка 4,2 триллионов долларов ежегодно.

Однако самих по себе средств будет недостаточно. Важно в корне изменить подход к оказанию помощи развивающимся государствам. При этом стоит быть реалистами – едва ли западные правящие круги в обозримой перспективе откажутся от своего деструктивного курса на удержание своего доминирования. Однако мир кардинально меняется, налицо запрос на альтернативные методы обеспечения глобальной стабильности через создание неподконтрольных Вашингтону и его сателлитам механизмов безопасности, через формирование зон прагматичного сотрудничества и развития в различных регионах планеты. 

Придать ускорение этому процессу способна опора на многосторонние площадки, которые работают на равноправной основе и по созидательной повестке дня. Видим хорошие перспективы в использовании потенциалов объединений, действующих на пространстве Евразии, включая Союзное государство России и Беларуси, ОДКБ, ЕАЭС, СНГ, ШОС, АСЕАН, ССАГПЗ. Отмечаем конструктивный и масштабный потенциал программы Пекина «Один пояс, один путь». 

Сопряжение программы их работы будет способствовать формированию Большого Евразийского партнерства, помогать поиску путей обеспечения безопасности и поступательного экономического развития. Все больший интерес вызывает формат сотрудничества по линии «Юг-Юг» и трехстороннего взаимодействия, призванный способствовать разрыву порочного круга бедности, нестабильности и неравенства в развитии и продвигающий принцип эффективной ответственности за национальные стратегии развития и повышающий отдачу от индивидуальных и коллективных усилий. 

В общемировом контексте особо хотел бы отметить очевидный рост авторитета и притягательности БРИКС, в рамках которого страны с разными политсистемами подают пример многополярной дипломатии, нацеленной на согласование на равноправной основе эффективных форм торгово-экономического и инвестиционного, гуманитарного взаимодействия, в свою очередь делая важный вклад в содействие развитию без диктата извне.

Г-н Председатель,

Важно также подчеркнуть, что мир сам по себе не гарантирует развития и наоборот. Вызывает озабоченность рост популярности тематических привязок каких-то элементов из области развития к безопасности, например климата или доступа к водным ресурсам. Это отвлекает внимание и ресурсы от собственно задачи содействия развитию как таковому, понижает значение этой повестки в ооновской системе. 

Усматриваем риск использования проблематики развития для введения неких «универсальных» индикаторов, которые использовались бы для обоснования превентивных шагов в области предотвращения конфликтов и тем самым могли бы выступать инструментами вмешательства во внутренние дела «неугодных» государств, оказания на них политического или финансово-экономического давления. Неприемлемо появление в рамках ООН рейтингов «конфликтного потенциала» стран (такая политизированная практика уже осуществляется отдельными рейтинговыми агентствами в США), в т.ч. с опорой на тематику развития. Подчеркиваем необходимость воздержаться от «шаблонных» установок на данном направлении. 

Что касается непосредственно России, то одной из главных задач, закрепленных в Концепции государственной политики Российской Федерации в сфере содействия международному развитию, является «содействие устранению имеющихся потенциальных очагов напряженности и конфликтов». Руководствуясь таким подходом, уделяем приоритетное внимание вопросам передачи технологий и экспертного потенциала беднейшим и уязвимым странам без предварительных условий, развития промышленности и критической инфраструктуры. Россия участвует в проектах в области индустриализации, цифровизации, сельского хозяйства. Продолжаем помогать в вопросах производства электроэнергии, в том числе в области атомной энергетики. Наращиваем практику предоставления государственных стипендий.

Призываем и других наших коллег следовать этому примеру. 

Благодарю за внимание.

Видео выступления