Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по вопросу о преследовании Украинской православной церкви

Г-н Председатель,

Сегодня мы вновь созвали заседание Совета Безопасности ООН, чтобы привлечь внимание международного сообщества к циничным гонениям на каноническое православие на Украине, которое разворачивается на наших глазах. 

Мы благодарим за участие в заседании помощника Генерального секретаря ООН по правам человека, г-жу Брандс Керис, и заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и средствами массовой информации Московского Патриархата, г-на Вахтанга Кипшидзе. Сразу хотели бы подчеркнуть, что Украинская православная церковь не обращалась к нам с просьбой о проведении сегодняшнего заседания и не уполномочивала нас выступать от ее имени, как не делали этого и отдельные священники и прихожане. Мы говорим это для того, чтобы украинские правоохранители не отыгрались за сегодняшнее заседание на церкви и людях, и так находящихся у них в заложниках. 

10 месяцев назад 17 января на первом созванном Россией заседании Совета по рассматриваемой теме г-жа Брандс Керис выразила обеспокоенность внесением в Парламент Украины законопроектов, согласно которым может быть наложен запрет на Украинскую православную церковь. Тогда Вы верно отметили, что их принятие может подорвать закрепленное в статье 18 Международного пакта о гражданских и политических правах право на свободу мысли, совести и религии. Сегодня же г-жа Брандс Керис не нашла слов, чтобы осудить этот закон. Закон, который сейчас рассматривает украинский парламент, нацелен на запрет древней канонической православной церкви. Вместо того, чтобы бить в набат и требовать его отзыва Вы здесь читаете лекцию о том, как его лучше сформулировать, чтобы он не выглядел столь отвратительно. Кроме того, у Вас не нашлось ни одного слова, чтобы осудить использование правоохранительной машины Киева для преследования уважаемых священников. 

19 октября 2023 г. Парламент Украины принял в первом чтении законопроект № 8371 «О внесении изменений в некоторые законы Украины о деятельности на Украине религиозных организаций», единственной целью которого является полный запрет деятельности Украинской православной церкви. 

В случае принятия упомянутый «закон» позволит запретить в судебном порядке деятельность любой украинской религиозной организации в судебном порядке, которая «аффилирована с центрами влияния» в России (так там сказано). При этом авторы проекта уже сейчас прямо говорят о том, какая именно «религиозная организация» имеется в виду – Украинская православная церковь. Под эту цель подогнана и процедура выявления такой аффилиации: она без всяких критериев отдана на откуп Государственной службе Украины по свободе совести и религии, возглавляемой известным борцом с православием Виктором Еленским.

Таким образом, этот акт в случае принятия станет практическим шагом к уничтожению древнейшей церкви с миллионами прихожан. До этого не додумывались даже немецко-фашистские оккупанты во время Великой Отечественной войны. А вот нынешний Киевский режим додумался.

Президент Зеленский, начав свою карьеру как комик и шоумен, обещал принести мир на Донбасс, а вместо этого развязал новый виток эскалации, приведший к текущему конфликту. Сейчас же он, похоже, задумал сравняться недоброй славой с известными римскими гонителями христиан – императорами Клавдием, Нероном, Траяном, и Диоклетианом. Под его руководством последовательно принимаются меры, от законодательных и псевдоправоохранительных до медийных, с целью искоренить каноническое православие на Украине. Не хватает только арены Колизея с публичным растерзанием христиан. Но киевский режим уверенно к этому идет. И это не фигура речи. Уже в наше время 2 мая 2014 года в Одессе на глазах у всего мира разъяренная толпа украинских националистов заживо сожгла запертых в Доме профсоюзов участников мирного протеста против майдана. Мы никогда не забудем этого преступления.

Против клира запущена масштабная кампания по дезинформации с целью дискредитации ее священников в глазах паствы, создание образа «пособников врага». Ежедневно со стороны украинской полиции и СБУ, а также журналистов в информационное пространство льются безосновательные обвинения в том, что будто бы в храмах организовано хранение оружия, боеприпасов и провизии для «агрессора». Цель распространяемых в соцсетях фейков и языка ненависти о «священниках-диверсантах» очевидна: так киевский режим пытается оправдать зачистку религиозного поля страны и развязать руки радикалам всех мастей на насилие и беззаконие.

С 2019 г. происходят захваты храмов УПЦ и принудительная, незаконная юридическая ликвидация их общин под видом якобы «добровольных переходов» в другие конфессии. При этом, как видно из публикуемых в соцсетях роликов украинских православных прихожан, захваченные церкви либо закрываются, либо пустуют, так как киевский режим не располагает ни нужным числом раскольников, готовых в них служить, ни прихожан, готовых подобное богохульство терпеть.

Вопиющим примером этой практики является изгнание монахов Киево-Печерской лавры – древнейшего монастыря на территории современной Украины, символа канонического православия.

О досрочном расторжении Министерством культуры и информационной политики Украины договора долгосрочной аренды с УПЦ говорится даже в докладах УВКПЧ, которое весьма скромно касается этого вопроса, видимо боясь попасть в немилость у Киева и его западных кураторов.

Я напомню, что попытки изгнания монахов из Лавры предпринимаются с начала этого года. Продолжение пребывания на ее территории украинские власти поставили под условие перехода священнослужителей в организацию, именуемую Православная церковь Украины, созданную, по сути, по решению бывшего Президента Порошенко. То есть государство методами шантажа принуждает монахов сменить церковную принадлежность, а точнее – податься в раскольники.

Братия во главе с митрополитом Павлом приняла решение стоять до конца. За такое дерзкое проявление инакомыслия стремящийся стать частью цивилизованного мира «демократический» режим Зеленского отправил престарелого лидера монастыря под арест, из-под которого тот был освобожден только под залог в размере около 1 млн долл. США. Рассмотрение уголовного дела в отношении него продолжается. 

Сегодня работающее по указке режима Зеленского руководство заповедника «Киево-Печерская лавра» пытается выжить насельников из монастыря, отказываясь включать отопление в помещениях обители. Одновременно с этим корпуса лавры опечатываются и постепенно передаются раскольникам.

Культовые сооружения и другие объекты УПЦ подвергаются постоянным обыскам со стороны украинских властей. Священникам вручают уведомления о подозрении в совершении преступлений, их подвергают арестам. Деятельность УПЦ запрещается на уровне местных и областных советов несмотря на то, что такой запрет выходит за рамки их полномочий. И это не наши соображения, а данные, приведенные тем же УВКПЧ. 

Наряду с этим 14 ноября комиссия Министерства культуры Украины решило передать в государственную собственность, с фактическим изъятием у УПЦ, Елецкий и Троицкий монастыри, Спасо-Преображенский собор, Пятницкую и Екатерининскую церкви в Чернигове. Все они были закрыты для посещения прихожанами с самого начала работы комиссии под предлогом необходимости проведения их осмотра. Доступ к ним был заблокирован людьми в камуфляжной форме. 

В январе Вы, г-жа Брандс Керис, говорили, что Вам известно о трех случаях преследования священнослужителей на Украине. Та статистика, которую привели Вы сегодня не совпадает с нашей. Не прошло и года, как число таких дел перевалило за две сотни.

Только за последние полгода УВКПЧ задокументировало 10 случаев физического насилия и 6 случаев угроз в результате конфликтов между прихожанами разных православных христианских общин. Так на языке УВКПЧ называется изгнание прихожан канонической церкви и священников из своих храмов. Это лишь капля в море по сравнению с реальными фактами.

28 марта в Ивано-Франковске правонарушители распылили слезоточивый газ в помещении храма УПЦ, где собрались священнослужители и прихожане. Несколько человек получили травмы, и как минимум один священник был госпитализирован. Хотя полицейские находились в пяти метрах от места происшествия, они не разнимали участников и не предотвратили насилие. Известен случай, когда у женщины после нападения с применением слезоточивого газа случился выкидыш. И это, к слову, тоже из доклада УВКПЧ.

13 ноября в Сосновском районном суде Черкасс состоялось очередное заседание в отношении Митрополита Черкасского и Каневского Феодосия по ложным обвинениям. Ранее, 2 ноября, суд продлил ему пребывание под домашним арестом, под которым он находится с февраля этого года, еще на два месяца. В начале сентября клирики и прихожане Черкасской епархии направили Зеленскому обращение с требованием прекратить уголовное преследование митрополита.

19 мая этого года бывшему наместнику Вознесенского Банченского монастыря УПЦ (от этой должности он был освобожден буквально в конце сентября) митрополиту Лонгину (Михаилу Жару) было вручено уведомление о возбуждении в его отношении уголовного дела о разжигании межрелигиозной ненависти. 11 сентября материалы расследования были переданы в суд.

При этом никем не было принято во внимание даже то обстоятельство, что митрополит, помимо прочего, является также основателем и руководителем приюта в с.Молница Черновицкой области Украины, где проживает около 400 воспитанников, над которыми он оформил опекунство. Среди них немало детей с серьезными заболеваниями и инвалидов: кто-то болен ВИЧ, кто-то страдает от ДЦП. Все они нуждаются в специальном и непрерывном уходе, который на сегодняшний день обеспечивает митрополит и нанятый им персонал. После начала преследования со стороны СБУ православные общественники и прихожане забили тревогу: в случае ареста Михаила Жара его дети рискуют просто остаться беспризорниками. 

Кстати говоря, митрополит Лонгин, как и большинство насельников и детей в монастыре, – румыны. А буквально 3 ноября г-н Зеленский подписал закон о содействии правам нацменьшинств. Эта ситуация наглядно демонстрирует, как защищаются права нацменьшинств на Украине. 

Г-н Председатель,

Россия уже неоднократно привлекала внимание Совета к кампании Киева по уничтожению канонического православия на Украине. Мы поднимали этот вопрос в ходе заседаний Совета 17 января и 26 июля этого года. 12 мая по нашей инициативе была организована неформальная встреча членов Совета по «формуле Арриа» по теме «Положение в области свободы религии и вероисповедания на Украине: преследование Украинской православной церкви».

Однако западные члены Совета продолжают не замечать эту ситуацию. Им нельзя критиковать Зеленского, иначе может возникнуть вопрос, кому именно они поставляют оружие и для каких целей. Ведь Зеленский и его режим находятся на полном довольствии Запада и шага не может ступить без его указаний. Вряд ли и сегодня кто-то из наших коллег отважится хоть на какой-то упрёк в адрес украинского диктатора. 

К счастью, голоса разума все еще раздаются в мире. Сегодня уже упоминалось об интервью политического обозревателя Такера Карлсона. Он уже неоднократно выступал с критикой действий украинских властей в отношении УПЦ. Весьма оперативно он отреагировал на события в декабре 2022 г., когда СБУ начала массовые обыски в монастырях и храмах, заявив, что не существует оправдания подобным действиям.

Надеюсь, у членов Совета была возможность посмотреть его интервью с адвокатом Робертом Амстердамом, который на данный момент занимается защитой УПЦ от преследования государством. Оно было опубликовано 27 октября в сети. Только за первые 5 дней этот эфир в общей сложности просмотрело более 103 миллионов человек. Это отличное доказательство искреннего интереса людей к этой теме, которую пытаются не замечать западные масс-медиа.

По словам ведущего, «запрет религиозной конфессии не вписывается в шкалу ценностей либеральной власти», а тот факт, что «не только христианские, но и все лидеры всех конфессий не выступили против украинского правительства», он назвал позорным.

Г-н Председатель,

Все те из вас, кто читает нам лекции о законности действий киевских властей, не понимает глубины трагедии происходящего. Отчасти из политических соображений безоговорочной поддержки киевского режима. Отчасти из-за незнания и непонимания сути и масштабности происходящего. Для многих из вас – это борьба религиозных структур, имеющих в названии слово «православная» – УПЦ и ПЦУ, одна из которых поддерживается властью как «национальная» – ПЦУ, а другая гонима как «коллаборационистская» и «подчиненная Москве» (что является ложью) – УПЦ.

На самом деле речь идет о попытке переформатирования сознания десятков миллионов украинцев, для которых УПЦ – это их родная, исконная, единственная и законная церковь, в которой они молились веками.

Зеленский и его шайка тем самым собирают горячие угли себе на голову, разжигая религиозную рознь и стремясь разрушить социальную ткань украинского общества, за сохранение которой они на словах выступают.

Те, кто покрывает новоявленного гонителя христиан на Украине – Зеленского – и его режим, становятся соучастниками чудовищного преступления 21 века – попытки уничтожения канонической Украинской православной церкви. Остановить это преступление – наша общая обязанность.

Благодарю за внимание.

Видео выступления

 

Первое ответное слово: 

Г-н Председатель,

Я хотел бы выразить признательность всем тем членам Совета, кто призвал к соблюдению свободы слова на Украине.

После того, как наши западные коллеги зачитали свои стандартные и уже набившие оскомину заявления о том, что Украине можно делать что угодно, уничтожать церковь, и никакие факты им неинтересны, я хотел бы предложить им открыть Интернет и увидеть там сотни роликов о том, как там закрываются церкви и избиваются священнослужители и прихожане УПЦ на Украине. Послушайте обращение монахов Киево-Печерской лавры, ознакомьтесь и сравните это с вашими выступлениями. Возможно, вы тогда обнаружите, что ваши выступления являются соучастием в преступлениях киевского режима и их оправданием. Здесь речь не о России, а о простых украинцах, которые попали под репрессивную машину Зеленского. 

Мы, конечно, не рассчитывали услышать от некоторых из вас понимание глубины проблемы, которую мы обсуждаем. У вас для этого не хватает ни реального понимания, ни политической возможности подняться над вашими ангажированными перед Киевом подходами и понять, насколько защищаемый вами безоговорочно режим не вписывается в те ценности, которые вы якобы защищаете. 

Предложенная нами тема – это не вопрос обсуждения прав человека в Совете Безопасности, как это иронично приветствовали представители западных стран. Это вопрос меры безопасности, потому что его нерешенность может привести к последствиям, которые вы не можете, да и вряд ли способны представить. Как вы в свое время не могли себе представить к чему приведут десятилетия нарушения прав палестинцев на оккупированных территориях. Нас, к сожалению, давно уже не удивляет ваша близорукость.

Благодарю Вас.

Видео ответного слова

 

Второе ответное слово: 

Г-н Председатель,

Я хотел бы поблагодарить представительницу Украины за прямое и косвенное подтверждение нашего тезиса о том, что киевский режим борется именно с каноническим православием на Украине. Мы так же услышали яркий образец продвижения языка ненависти с трибуны ООН.

Благодарю Вас.

Видео ответного слова