Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи в ходе заседания СБ ООН по вопросу о сексуальном насилии

Г-н Председатель,

Рады видеть Вас в кресле Председателя Совета Безопасности.

Российская Федерация осуждает сексуальное насилие во всех формах, как и любые другие преступления в вооруженном конфликте и в постконфликтных ситуациях. Подобные деяния должны расследоваться, а виновные привлекаться к ответственности. Эта правоохранительная деятельность относится к компетенции государств. Меры, принимаемые органами системы ООН и гражданским обществом, дополняют эти усилия. Данная работа должна быть системной, всеохватывающей, с учетом выявленных причин и истоков этого негативного явления, приносить длительные и устойчивые результаты.

Все это возможно только тогда, когда информация, которой оперирует ООН проверена и объективна. Абсолютно неприемлемо, когда страдания людей, переживших сексуальное насилие, или обвинения в этом тяжком преступлении становятся «разменной монетой» в политических играх или элементом очернительной риторики, зачастую не основанной на фактах.

Необходимо также отметить, что имеется твердая правовая основа для международного сотрудничества в области предотвращения секснасилия в конфликте – Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 года и Дополнительные протоколы к ним. Приходится, однако, признать, что далеко не все страны являются участниками этих Дополнительных протоколов, даже те, которые активно выступают в Совете за борьбу с военными преступлениями. Совет Безопасности, занимаясь данной проблемой в контексте поддержания международного мира и безопасности, внес свой вклад путем принятия ряда тематических резолюций. Ответственность за данные виды преступлений прописана в законодательстве государств. 

В этой связи нам не ясно, зачем, как это делается докладе, обращаться к неким обычным нормам международного права в контексте преследования за совершение секснасилия. Не ясна также цель использования неправового и не одобренного Советом термина «сексуальное насилие, имеющее отношение к конфликту». Вызывает вопросы и тезис о формулировании неких индикаторов возникновения и провоцирования секснасилия. 

Рекомендовали бы вместо подобных умозрительных упражнений больше внимания уделять конкретным ситуациям, делать акцент на правоприменении. Во главу угла должны быть поставлены усилия по оказанию помощи государствам для преследования нарушителей, которые, как правило, относятся к негосударственным субъектам. Важный аспект работы ООН – помощь жертвам. 

Оценки и выводы доклада по страновым ситуациям вызывают еще больше вопросов. 

На чем основаны обвинения в адрес Сирии о том, что в этой стране секснасилие используется для подавления инакомыслия? Примечательно, что в докладах нет никакой оценки происходящему в Идлибе и Заефратье. Чем вызвана такая избирательность? Приветствуем упоминание драматической ситуации, складывающейся в лагере Аль-Хоул, где процветают насилие, проституция, сексуальная эксплуатация малолетних и торговля людьми. Однако не видим, чтобы в докладе были сведения о том, что все это происходит на территории под контролем США и их союзников.

Раздел по Мьянме в докладе опять же подается однобоко. Включение в список нарушителей исключительно вооруженных сил Мьянмы, на фоне игнорирования преступлений со стороны террористов и боевиков не говорит в пользу объективности доклада. 

В разделе по ЦАР и Мали видим попытку сместить акцент с того объективного факта, что тактика секснасилия используется террористами. 

Вызывает вопросы и подача ситуации в Афганистане. С одной стороны, видим попытку давать общие оценки правозащитной ситуации в этой стране, в том числе затрагивается вопрос ограничения прав женщин. С другой – ничего не говорится о том, как на права женщин, да и других жителей этой страны влияет изъятие США у Афганистана финансовых средств, которые могли бы быть использованы для выправления бедственного социально-экономического положения. Также в докладах нельзя найти упоминания вооруженных сил США или их коалиции, пребывавшей на территории этой страны долгие годы, несмотря на то, что правозащитники публиковали многочисленные факты, как минимум, соучастия военнослужащих США в сексуальной эксплуатации мальчиков. 

Г-н Председатель,

Если и могли быть какие-то сомнения в предвзятости доклада, то их полностью развеивает раздел по Украине. Изложенные в нем обвинения в адрес российских военнослужащих являются безосновательными и абсурдными. Они представляют собой не более чем тиражирование фейков, сочиненных в Киеве. Представители киевского режима действуют в соответствии с заветами своих кумиров из Третьего рейха, один из которых уверял: чем грандиознее ложь, тем проще в нее поверить. Только вот Секретариату ООН в подобных информационных кампаниях участвовать не пристало.

Любые обвинения в отношении государств или сторон конфликта в докладе должны быть достоверными, основанными на подтвержденных фактах, и взяты из источников, подлежащих проверке. Однако Спецпредставитель Генсекретаря предпочитает просто включать голословные обвинения в адрес государственных вооруженных сил, не давая никаких шансов на их верификацию. До публикации доклада Россия официально обратилась к Генеральному секретарю ООН и Спецпредставителю с просьбой предоставить информацию, которая бы позволила провести проверку. Эти обращения были проигнорированы. 

В этой связи хотели бы вновь подчеркнуть, что мы полностью отвергаем изложенные в докладе инсинуации. Действия российских военнослужащих в боевой обстановке и вне ее подчинены единому командованию, жестким регламентам и уставам, а любые противоправные деяния незамедлительно расследуются, а виновные отдаются под суд.

Хотели бы напомнить, что Наблюдательная миссия УВКПЧ на Украине и другие международные институты публиковали доклады о многочисленных преступлениях украинских боевиков – избиениях, пытках электрическим током, угрозах и изнасилованиях подозреваемых в сотрудничестве с властями Донецка и Луганска. Однако эта информация не получила должной оценки в докладах по секснасилию в конфликте. 

После освобождения территорий ДНР и ЛНР Следственный комитет Российской Федерации получил возможность проведения полноформатных расследований преступлений украинских националистов и военнослужащих, находившихся на территории республик с 2014 года. Российским следователям удалось установить и запротоколировать показания мирных жителей, подвергавшихся издевательствам со стороны неонацистов и националистов.

Так, жительница ДНР рассказала, что после того, как ее забрали в ночь с 18 по 19 января 2015 года и привезли в подвал СБУ в г.Краматорск, она подверглась избиению, изнасилованию и издевательствам. Сотрудники СБУ угрожали поступить аналогичным образом с ее несовершеннолетней дочерью. Жительница г.Мариуполя рассказывала, как боевики полка «Азов» – того самого, с руководителями которого Зеленский недавно обнимался на камеру – насиловали женщин, проявлявших симпатию к России, и заливали им монтажную пену, прошу прощения, во внутренние половые органы. Неонацисты из батальона «Торнадо» в период с 17 по 23 марта 2015 года обустроили в подвале школы в г.Лисичанск пыточную камеру, где пытали и насиловали местных жительниц, включая пенсионерок и несовершеннолетних детей. 

Это лишь немногие эпизоды реальных преступлений украинских националистов и ВСУ, которые никогда не были расследованы киевским режимом, на которые никогда не обращал внимание представитель ООН и за которые никто не понес ответственность. Однако Россия доведет соответствующие уголовные процессы до конца, виновные понесут заслуженное наказание.

Благодарю Вас.

 

Видео выступления