Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на заседании СБ ООН по Судану

Г-н Председатель, 

Признательны Директору по операциям Управления ООН по координации гуманитарных вопросов Эдем Восорну и Председателю санкционного Комитета СБ 1591 Постпреду Ганы при ООН Харольду Агьеману за представленные брифинги. Заслушали также сообщения спецпредставителя Генсекретаря ООН Фолькера Пертеса и представительницы суданского гражданского общества. 

Прежде всего, хотелось бы выразить сожаление по поводу неучастия в этом квартальном брифинге представителей Судана. Некоторые члены Совета предпочли пойти на обострение, вынудив наших суданских коллег дистанцироваться от сегодняшней дискуссии. Внушают серьезные опасения последствия этого шага для дальнейшей работы СБ по суданской тематике. 

Между тем ситуация в Судане остается крайне напряженной. За прошедшие с 15 апреля месяцы боевые действия распространились на большую территории страны, привели к многочисленным человеческим жертвам и масштабным разрушениям инфраструктуры. Страна фактически оказалась на грани гуманитарной катастрофы. В ряде регионов, в том числе в Дарфуре, фиксируются вспышки межэтнического насилия, тяжкие преступления в отношении гражданских лиц. Общее число беженцев и внутренне перемещенных лиц уже превышает 5 млн человек. К сожалению, конфликт приобретает затяжной характер. 

Г-н Председатель,

Российская Федерация последовательно выступает за мирное разрешение суданского кризиса при безусловном уважении единства, суверенитета, независимости и территориальной целостности этой страны. По-прежнему призываем суданские стороны проявить политическую волю и предпринять незамедлительные шаги для прекращения вооруженного противостояния.

Поддерживаем направленные на поиск политико-дипломатических развязок международные и региональные посреднические инициативы, пользующиеся доверием суданцев. Видим хороший потенциал у созданного по итогам саммита стран-соседей Судана 13 июля в Каире министерского рабочего механизма содействия суданскому урегулированию, очередная встреча которого запланирована в Нью-Йорке на следующей неделе. На первом заседании его участников 7 августа в Нджамене были определены ключевые направления деятельности этой группы, которые, на наш взгляд, верно отражают приоритетные задачи текущего этапа. Среди них – скорейшее прекращение боевых действий, запуск широкого межсуданского диалога и решение гуманитарных проблем. На это же нацелена и продвигаемая суданскими властями «дорожная карта» нормализации военно-политической обстановки в стране. Выступаем за более плотное сопряжение усилий внешних игроков и официального Хартума в интересах достижения ощутимых результатов в урегулировании. Выступаем против любых попыток использовать посреднические усилия регионалов и стран-соседей в геополитических целях. Главная задача сейчас – стабилизация страны и сохранение ее государственных институтов. 

Считаем недопустимым иностранное вмешательство в суверенные дела Судана с целью навязывания ему неких «демократизаторских» схем, а также неинклюзивных решений. Полагаем, что именно оказанное извне давление на суданское руководство со стороны известных западных государств с требованием проведения несвоевременных и неподготовленных реформ способствовало усугублению внутриполитического кризиса в стране. К сожалению, схожего подхода придерживалось и руководство Миссии ООН по поддержке переходного периода в Судане. Неудивительным итогом этого стало объявление суданскими властями главы Миссии Ф.Пертеса нежелательной персоной. 

Г-н Председатель,

Полагаем, что СБ следует уважать суверенные решения правительства Судана в отношении спецполитмиссии, развернутой по просьбе принимающей стороны по главе VI Устава ООН. Нынешнее положение дел с утратой доверия к руководству Миссии не позволяет ООН в полной мере выполнять возложенный на нее мандат. Хотели бы подчеркнуть, что эта ситуация не нова, доверие подвергалось эрозии многие месяцы, спецполитмиссия не выполняла всех возложенных на нее задач, в том числе тех, которые считались суданцами приоритетными. Противоречиво была выстроена работа в области политического урегулирования, вопросы к предвзятости посредничества возникали со всех сторон политического спектра, что в итоге обернулось его полным провалом. И, наконец, уверены в том, что и с мая этого года, когда ситуация вышла на поверхность, можно было найти ответственное решение, которое подтвердило бы репутацию ООН в качестве честного брокера и поставило бы во главу угла интересы суданского народа, особенно на нынешнем этапе, в условиях этого беспрецедентного кризиса. Видели также деструктивное влияние ряда членов СБ, которые провоцировали дальнейшее обострение противоречий между Хартумом и ООН. 

Рассчитываем, что как бы не развивался в дальнейшем диалог Судана и ООН, Организация продолжит важнейшую работу по оказанию гуманитарного содействия Судану и испытывающим последствия кризиса соседним странам. Более того, такие усилия необходимо нарастить. 

Не видим необходимости на фоне текущих событий в расширении санкционного режима СБ ООН за пределы существующих параметров с фокусом на дарфурский регион. В принципиальном плане всегда выступаем против введения нелегитимных односторонних рестрикций, которые западные страны используют в качестве карательного орудия в целях достижения своих интересов. Очевидно, что западное давление и шантаж экономическим содействием не работают ни в Судане, ни в других регионах мира.

Г-н Председатель,

В заключение хотели бы вновь подтвердить неизменную готовность Российской Федерации продолжать содействовать дружественному Судану в успешном преодолении нынешних трудностей и возвращении на путь мира и устойчивого развития. 

Благодарю за внимание.

Видео выступления