Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на заседании СБ ООН по тематике взаимодействия ООН с региональными и субрегиональными организациями

Г-н Председатель, 

Признательны спецпредставителю ООН при Африканском Союзе Парфэ Онанге-Аньянге, Постоянному наблюдателя АС при ООН Фатимк Кияри Мохаммед и представителю гражданского общества за представленные брифинги. Хотела бы особенно отметить слова наших докладчиков относительно приоритетности поиска политических решений.

Российская Федерация приветствует укрепление партнерства между ООН и Африканским союзом по проблемам мира и безопасности на континенте. Это взаимодействие сегодня действительно развивается на всех уровнях. Обе организации регулярно проводят конференции, спецпредставители и спецпосланники брифингуют основные органы. СБ ООН и СМБ АС ежегодно собираются на совместные заседания, очередная серия которых прошла на прошлой неделе в Аддис-Абебе. Приветствуем первый в истории выезд в эфиопскую столицу Рабочей группы СБ по предотвращению конфликтов в Африке. Состоявшиеся дискуссии позволили нам углубить понимание сохраняющихся на континенте проблем и достигнутых результатов в создании африканской архитектуры мира и безопасности.

Убеждены, что потенциал сотрудничества всемирной Организации с АС еще не в полной мере реализован. Разделяем стремление Афросоюза сделать диалог между советами двух организаций более предметным и «живым», гармонизировать их повестку дня в отношении проблем континента.

В то же время согласны с докладом Генсекретаря ООН в том, что ситуация во многих районах Африки остается крайне нестабильной, в ряде стран продолжаются острые политические и социально-экономические кризисы. Традиционный набор системных проблем, сдерживающих достижение устойчивого мира и безопасности, усугубляют новые вызовы. Не урегулированы межнациональные и межэтнические конфликты, высокую активность проявляют многочисленные террористические организации, включая ИГИЛ и «Аль-Каиду», «Боко Харам» и «Аш-Шабаб». Местные власти в условиях слабости и неустойчивости госинститутов, а также невысокой боеспособности национальных вооруженных сил и органов правопорядка оказываются неспособными обеспечить внутреннюю безопасность и стабильность. Ситуацию усугубляют незаконные односторонние санкционные ограничения, сохраняющиеся в отношении некоторых африканских государств и подрывающие социально-экономическое положение населения.

Отмечаем прогресс в преодолении некоторых кризисов, весомую роль в котором сыграли усилия Афросоюза. Наиболее яркие примеры – заключение в ноябре 2022 г. при поддержке континентальной организации соглашения о прекращении военных действий на севере Эфиопии, а также совместная работа ООН и АС в Сомали. Отмечаем важную роль в деле укрепления регионального мира и безопасности и субрегиональных организаций. Вместе с тем, к сожалению, мы помним и массу других примеров, когда африканские посреднические усилия задвигались на второй план или целенаправленно срывались внешними игроками. Казалось, что опыт Ливии в 2011 г. должен был нас многому научить, однако мы видим такие попытки и сегодня.

Г-н Председатель, 

Заметный прогресс достигнут в области обеспечения предсказуемого, устойчивого и гибкого финансирования афромиротворчества на континенте. Важными вехами на этом пути стали принятый в феврале консенсусный документ АС, а также вышедший в конце апреля доклад Генсекретаря ООН. Россия поддерживает позицию африканских стран о необходимости принятия действенных мер на этом направлении. Считаем ненормальной ситуацию, когда мир и безопасность в Африке зависят от нерегулярной помощи со стороны отдельных государств и объединений. Всемирная Организация уже неоднократно оказывала материальное и финансовое содействие африканским усилиям в области международного мира и безопасности, в т.ч. с задействованием начисленных взносов государств-членов ООН.

Высоко оцениваем в этой связи принятые в континентальной организации решения по использованию средств фонда мира и резервного фонда для разрешения ряда кризисов. Этот шаг не на словах, а на деле подтверждает принцип «африканским проблемам – африканские решения».

Готовы подключиться к предметному обсуждению имеющихся предложений по возможному будущему процессу планирования и принятия совместных решений по афромиротворческим миссиям на континенте, включая наиболее жизнеспособные модели финансирования, в рамках предстоящего переговорного процесса по будущей профильной резолюции СБ ООН. 

Хотела бы также подчеркнуть, что залогом успеха региональных усилий является солидарная оценка странами Африки политических путей решения проблем, имеющихся угроз и путей их преодоления, а также готовность нести риски при их купировании, создать слаженную и эффективную систему командования и контроля. Что касается способов финансирования, то какие бы из них ни были сообразны ситуации и не обсуждались сегодня, только ресурсная независимость африканских государств даст странам континента подлинное пространство для собственных политических решений относительно противодействия угрозам. Это долгий и сложный путь, но он безусловно является стратегической целью наших африканских друзей в целях преодоления последствий колониального прошлого и современных неоколониальных практик. 

Россия оказывает многопрофильную поддержку африканским усилиям по поддержанию мира на континенте как в двустороннем плане, так и путем обучения африканских военнослужащих и правоохранителей в российских высших учебных заведениях. Отмечаем подготовку миротворцев, в том числе из Африки, на базе Всероссийского института повышения квалификации МВД России, который имеет сертификацию ООН, а также военного учебно-научного центра Сухопутных войск Минобороны России. 

В заключение хотела бы подтвердить готовность нашей страны к продолжению равноправного сотрудничества с африканскими партнерами, нацеленность на укрепление их потенциала в соответствии с решениями саммитов «Россия-Африка» в Сочи и Санкт-Петербурге.

Благодарю за внимание.

Видео выступления