Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на заседании СБ ООН о деятельности Отделения ООН для Западной Африки и Сахеля

Г-н Председатель,

Благодарим спецпредставителя Генсекретаря ООН по Западной Африке и Сахелю Леонарду Симау за представленный доклад о текущем положении дел в регионе и деятельности руководимого им отделения за прошедший год. Также внимательно выслушали г-жу Лори Анн Теру-Бенони.

Обстановка в Сахаро-Сахеле не улучшается, и связано это, прежде всего, с ростом террористической угрозы. Укрепление боевого потенциала «Исламского государства в Западной Африке» осложняет ситуацию в области безопасности в странах бассейна озера Чад. Напряженным остается положение на северо-востоке Нигерии, а также в Чаде, власти которого вынуждены не только решать проблемы борьбы с джихадистами, но и заниматься вопросами обеспечения многочисленных беженцев из соседнего Судана, а также своими внутренними проблемами. Террористические организации сахельского региона постепенно расширяют зону своей деятельности в направлении государств Гвинейского залива, включая Бенин, Кот-д’Ивуар и Того.

Эпицентром напряженности остаются приграничные районы Мали, Буркина-Фасо и Нигера, расположенные в так называемом «треугольнике Липтако-Гурма». Наблюдается активизация джихадистов из «Исламского государства в Большой Сахаре» и «Группы поддержки ислама и мусульман» (ГПИМ). Так, 26 ноября 2023 г. крупное формирование ГПИМ попыталось захватить населенный пункт в г.Джибо на севере Буркина-Фасо. 3 декабря 2023 г. боевики из обеих терорганизаций совершили скоординированное во времени нападение на военные гарнизоны четырех малийских городов в восточных и центральных районах.

Для достижения долгосрочной стабилизации положения необходима коллективная поддержка со стороны мирового сообщества Мали, Буркина-Фасо и Нигера, которые стали авангардом борьбы с трансафриканскими террористическими группировками. Приветствуем их скоординированные усилия по борьбе с террористами. Считаем деструктивными настойчивые действия внешних игроков, направленные на смещение неугодного переходного руководства этих стран, в том числе с использованием рычагов влияния в регионе.

Важно, чтобы ЭКОВАС наладил диалог с тремя государствами, преодолел внутренние противоречия и нацелился на решение общих для региона угроз. Надеемся, что снятый Сообществом запрет на поездки для властей сахельских государств наконец приведет к налаживанию долгожданного сотрудничества в регионе без использования ультиматумов и санкций. Нас особенно тревожит гуманитарная ситуация в Нигере. Считаем, что восстановление экономических связей важно как для населения самой страны, так и ее соседей по региону.

Исходим из того, что главная роль в поддержании мира и безопасности в Сахаро-Сахеле должна принадлежать самим государствам региона. В данном контексте полагаем обоснованным принятый властями Мали, Буркина-Фасо и Нигера курс на всестороннюю интеграцию, важным элементом которого стало заключение между этими государствами 16 сентября 2023 г. соглашения о взаимных обязательствах в сфере безопасности.

Возросшее взаимодействие трех сахельских государств уже приносит позитивные результаты. Их вооруженные силы проводят эффективные совместные контртеррористические операции. Для Мали знаковым событием стало восстановление контроля над городом Кидаль. Этот результат был обеспечен малийскими военными в непростых условиях сворачивания деятельности Миссии ООН по стабилизации и распада «Сахельской пятерки».

Одновременно важно, что переходные власти в Буркина-Фасо, в Гвинее и Мали привержены обязательствам по соблюдению согласованных временных параметров возвращения к конституционному порядку. При этом с пониманием относимся к тому, что выборы в Мали были отложены по техническим причинам с начала 2024 г. на более поздний срок. Отмечаем усилия Бамако по проведению политических и институциональных реформ и принятию новой конституции.

Завершение переходного периода в этих государствах должно проходить без навязывания чуждых рецептов и при учете трезвых, реалистичных оценок происходящего. Именно этим руководствуется наша страна, оказывая двустороннее содействие тем, кто в нем нуждается.

Полагаем излишним учреждение дополнительной отчетности в привязке к ситуации в Сахеле или в его отдельных странах. Исходим из того, что доклады Генсекретаря по ОООНЗАС в достаточной степени покрывают проблемы региона на данном этапе. Поддерживаем деятельность Отделения в этой связи.

Со своей стороны, будем и далее вносить конструктивный вклад в усилия мирового сообщества, направленные на достижение стабильности в Сахаро-Сахеле. Продолжим оказание содействия сахельским государствам на двусторонней и многосторонней основе, в том числе в повышении боеспособности национальных вооруженных сил, подготовке военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, а также предоставлении гуманитарной помощи.

Благодарю Вас.

Видео выступления