Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по ситуации в Боснии и Герцеговине

Г-жа Председатель,

Приветствуем участие в сегодняшнем заседании Ее Превосходительства Председателя Президиума Боснии и Герцеговины Жельки Цвиянович. 

С глубокой обеспокоенностью отмечаем, что ситуация в Боснии и Герцеговине вступила в качественно новую и очень опасную фазу. Западное сообщество превратилось в прямого участника системного внутриполитического кризиса в стране. Внешние силы в лице Аппарата Высокого представителя и ряда международных присутствий в Сараево открыто манипулируют углубляющимися межэтническими и межпартийными противоречиями, грубо злоупотребляя ролью, отведенной им по смыслу общего Рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине 1995 г.

Особое беспокойство вызывает деструктивная активность самозваного «Высокого представителя». Согласованная ранее Руководящим комитетом Совета по выполнению мирного соглашения линия на передачу всей ответственности боснийским народам напрочь отброшена и забыта. Грубо вмешиваясь во внутренние дела Боснии и Герцеговины, псевдо-Высокий представитель ведет себя в этом суверенном и независимом европейском государстве в худших колониальных традициях с вмешательством в конституцию одного из энтитетов страны – Федерации Боснии и Герцеговины. Его уголовный кодекс и избирательное законодательство не имеет ничего общего с содействием реализации мирного соглашения, как бы сам г-н Шмидт и стоящие за ним западные «спонсоры» ни пытались это представить. Дошло уже до того, что он принимает решение по составу правительства Федерации Боснии и Герцеговины.

Говоря про конституцию, не можем не упомянуть и про деятельность такого органа, как Конституционный суд Боснии и Герцеговины. Орган, который призван стоять на страже интересов страны, все больше становится инструментом обслуживания западных столиц, нередко действуя в связке с Аппаратом Высокого представителя. Ведь до сих пор трое из девяти судей являются гражданами иностранных государств. Сейчас о благополучии граждан страны «пекутся» немец, албанец и швейцарец. Это поистине образцовый антипример уважения, а точнее пример неуважения, суверенитета страны в XXI веке, да еще и в центре Европы. 

Грубо перекраивая по собственному, совершенно оторванному от реальности разумению важнейшие сферы внутриполитической жизни Боснии и Герцеговины, внешние силы лишь множат проблемы, придают им хронический характер. Создают видимость решения насущных вопросов. Последствия, прямо скажем, преступного волюнтаризма будут сказываться на поколениях боснийцев. С полной откровенностью и ответственностью предупреждаем Совет Безопасности об этом уже сейчас.

Руководящий комитет превратился в клуб по интересам, которые, очевидно, противоречат интересам народов Боснии и Герцеговины. В очередной раз убеждаемся в том, что наше решение о приостановке работы в этом собрании было своевременным и полностью оправданным. Требуем восстановления практики диалога и консенсуса. Сам Аппарат Высокого представителя необходимо закрывать как можно скорее. Боснии и Герцеговине и ее народам он несет только зло. Западный эксперимент над боснийским обществом себя исчерпал, пора освободить народы страны от унижений. Участившиеся массовые протесты против деятельности Аппарат Высокого представителя свидетельствуют об актуальности этого тезиса.

Цель западной стратегии совершенно ясна и не должна вводить в заблуждение. Через незаконный инструментарий Аппарата Высокого представителя предполагается коренным образом переформатировать политическую сцену на всех уровнях власти, разрушить систему межнационального баланса, обеспечить расстановку подконтрольных Вашингтону и Брюсселю сил и загнать страну в НАТО вопреки суверенной воле народов Боснии и Герцеговины. Результат будет катастрофическим, причем не только для региона, но и всей Европы. Совет Безопасности не может закрывать глаза на творящееся в Боснии и Герцеговине беззаконие.

Дейтонская полиэтническая концепция устройства страны в опасности. Практикуемый западными странами классический неоколониальный подход к Боснии и Герцеговине создает реальную угрозу выполнению мирного соглашения. Более того, подрываются сами основы боснийско-герцеговинской государственности, попираются фундаментальные права государствообразующих народов страны, провоцируется новый виток напряженности. 

Г-жа Председатель,

Воздержимся от комментариев так называемого «доклада» так называемого «Высокого представителя». Распространение вымыслов частного лица в качестве документа СБ ООН считаем недопустимым. Еще раз подчеркнем – решения Совета Безопасности на занятие должности Высокого представителя г-ном Шмидтом не было и нет. 

Были разочарованы 55-м докладом операции евросил «Алтея» о положении дел в Боснии и Герцеговине. Как известно, мандат «Алтеи» не предусматривает оценку внутриполитической ситуации в БиГ. В этой связи обратили внимание не только на ее наличие, но и на предвзятость и несоответствие действительности политической части отчетности «Алтеи». Убеждены, что намеренное сгущение красок и возложение вины в стране исключительно на боснийских сербов является ничем иным, как очередной проекцией интересов некоторых стран Евросоюза на ситуацию в БиГ через «Алтею». В этой связи рекомендовали бы руководству евросил заниматься оценкой безопасности, которая все эти годы остается на неизменно хорошем уровне.

Предлагаем членам Совета ознакомиться с действительно заслуживающим внимания докладом Республики Сербской, который насыщен полезным фактологическим материалом о реальной ситуации в БиГ.

Призываем Совет к реалистичной оценке происходящего в БиГ. Необходимо не верить слепо тому, что стремятся внушить ангажированные западные участники и нелегитимный «Высокий представитель», а вдумчиво разобраться в проблемах через призму утвержденного резолюцией СБ ООН Дейтонского мирного соглашения. Россия как одно из государств, засвидетельствовавших его подписание, всецело поддерживает фундаментальные принципы суверенитета и территориальной целостности БиГ, равноправия трех государствообразующих народов и двух энтитетов с широкими конституционными полномочиями. Убеждены, что ключ к решению внутрибоснийских проблем – исключительно в инклюзивном межнациональном диалоге без внешнего вмешательства и лишь на основе закрепленных в Дейтоне постулатов.

Благодарю за внимание.

 

Видео выступления