Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании СБ ООН по Гаити

Г-н Председатель,

Приветствуем участие в сегодняшнем заседании Премьер-министра Ямайки Эндрю Холнесса, выступавшего от имени КАРИКОМ, Министра иностранных дел Гаити Жана Женю и Министра иностранных дел Доминиканской Республики Роберто Áльвареса. Благодарим за брифинги спецпредставителя Генсекретаря Марию Сальвадор, а также председателя Комитета 2653 Постоянного представителя Габона Мишеля Бьянга. Внимательно выслушали Марию Жиль. 

Обстановка в Гаити продолжает деградировать по всем параметрам. Представленная в докладе Генсекретаря статистика демонстрирует тревожную тенденцию роста числа похищений, убийств, сексуального насилия и других преступлений в этом году. Продолжаются прямые столкновения банд с мирным населением, которое, отчаявшись получить помощь от государства, самоорганизуется ради защиты своих жизней.

Вооруженные до зубов и хорошо организованные преступные группировки чувствуют себя вольготно и в контролируемых ими обширных районах столичной агломерации, в то время как неукомплектованная и немотивированная полиция боится в них даже заходить. 

Национальные институты госуправления демонстрируют почти полную утрату дееспособности, что усугубляется затяжным кризисом легитимности выборных органов власти. С обеспокоенностью отмечаем, что прогресс в выполнении «Соглашения о национальном консенсусе» от 21 декабря 2022 г. де-факто ограничился формированием Верховного переходного совета и проведением под его эгидой политического форума по ключевым проблемам страны, в работе которого не приняли участие основные оппозиционные партии. 

Убеждены, что нахождение долгосрочных решений политического кризиса в Гаити возможно лишь на базе по-настоящему широкого, реально существующего национального консенсуса. Включить слово «консенсус» в название документа, а потом заставить несогласных его поддержать и считать, что консенсус достигнут – не лучшая стратегия. Рассчитываем на продолжение усилий Спецпредставителя по расширению подлинного политдиалога. Видим пока еще значительные резервы в этом процессе.

Приветствуем посреднические усилия КАРИКОМ и попытки регионалов сблизить позиции гаитянского правительства и оппозиции. Важно не допустить трансформацию гаитянского кризиса в вызов стабильности и безопасности для всего Карибского бассейна.

Системному кризису в Гаити во многом способствовало многолетнее деструктивное внешнее вмешательство как в форме прямых интервенций, так и политинжиниринговых манипуляций. Пагубная практика навязывания гаитянам оторванных от местных реалий политических моделей, не учитывающих их национальные интересы, привела к подтачиванию хрупких основ гаитянской государственности, утрате политэлитой культуры диалога.

Мы обеспокоены тем, что совершенное с иностранным вмешательством убийство Президента Ж.Моиза так и остается нерасследованным. Завтра исполняется два года с даты этого преступления, которое стало бесспорной точкой отсчета в раскручивании спирали беззакония, насилия и безвластия в стране. Призываем национальные власти, а также все государства, способные повлиять на ход дела, обеспечить проведение прозрачного расследования и представить его результаты мировому сообществу с тем, чтобы привлечь всех настоящих виновных к ответственности.

Россия как постоянный член Совета Безопасности ООН традиционно выступает за ответственное международное содействие Гаити с акцентом на политическое урегулирование, основанное на объективных внутренних запросах самих гаитян и нахождении приемлемых для противоборствующих сторон развязок.

Отмечаем призыв Порт-о-Пренса к оказанию любой помощи в реагировании на комплекс проблем в области безопасности в стране. Поддерживаем в этой связи предложение по усилению возможностей Объединенного представительства ООН в Гаити по оказанию содействия и обучению национальной полиции. В то же время задачи миссии должны быть сопоставимы с ее потенциалом, а приоритет необходимо отдавать поиску политического решения.

Выработка устойчивых моделей политурегулирования должна сопровождаться предусмотренным санкционной резолюцией СБ 2653 изучением источников и маршрутов контрабанды оружия, в том числе по линии УНП ООН, а также пресечением каналов финансирования и материального снабжения местных криминальных группировок. Пока что мы не видим практических шагов на этом направлении со стороны государств, из которых на Гаити поступает большая часть нелегального оружия, наркотиков и денежных потоков.

Выступаем за ответственный и обоснованный отбор кандидатов на включение в санкционные списки по линии Комитета СБ 2653 при том понимании, что такая работа должна вестись в интересах стабилизации обстановки в стране, а не с целью конъюнктурно обусловленной «зачистки» политического ландшафта Гаити в интересах отдельных игроков.

Г-н Председатель,

Мы назвали ряд направлений, на которых международное сообщество может и должно уже сегодня сделать акцент при оказании содействия многострадальному народу Гаити. Нам не совсем понятно, почему при пробуксовывающем политдиалоге и кризисе легитимности, при отсутствующем контроле за оружейным трафиком и недофинансированном гуманитарном плане, в качестве панацеи для решения всех гаитянских проблем в некоторых кругах рассматривается идея направления на остров многонациональных вооруженных сил.

История внешних интервенций в Гаити доказывает, что навязанные извне модели не приживаются в гаитянском обществе, приносят намного больше бед, чем пользы и служат лишь прикрытием для продвижения интересов других государств. Не случайно и сейчас, несмотря на все имеющиеся проблемы, на острове звучат голоса против любой формы иностранного вмешательства. Наш долг – услышать их, а не пытаться заглушить или игнорировать.

Благодарю за внимание.

 

Видео выступления