Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании СБ ООН по взаимодействию между ООН и ОБСЕ

Г-н Министр,

Мы вновь рады видеть Вас в кресле председателя. Приветствуем также действующего председателя ОБСЕ, Министра иностранных дел Северной Македонии Б.Османи.

Г-н Председатель,

Я думаю, ни для кого не станет неожиданностью, если я начну своё выступление с вывода о том, что многолетние системные и последовательные действия США и их союзников по созданию на наших границах русофобского националистического и неонацистского образования спровоцировали глубинный кризис системы международных отношений. И пусть в Вашингтоне, Лондоне, Брюсселе и ряде других столиц по-прежнему до исступления кричат о якобы «неспровоцированной российской агрессии», истинные причины наблюдаемых нами сегодня тектонических преобразований хорошо понятны любому мало-мальски подготовленному наблюдателю. Помимо антиконституционного переворота в Киеве в 2014 г. и восьмилетнего потакания преступлениям киевского режима против мирного населения юга и востока Украины, это еще и отказ коллективного Запада от принципа неделимости безопасности в угоду расширению НАТО.

Вопрос о том, куда мы дрейфуем и как будет выглядеть обновленная система международных отношений, сегодня остается открытым. Ясно одно: мир больше не будет однополярным и западное доминирование или «мир по-американски» идет к закату. Открытым остается и вопрос о месте и роли международных организаций в этом объективном процессе. Каждая из них справляется с этим вызовом по-разному.

ООН, являющаяся по сути своей оплотом многосторонности, несмотря на засилье Запада в своих структурах и отчаянные попытки западных стран навязать всем странам-членам русофобскую повестку, пока остаётся востребованной платформой для диалога и международного сотрудничества. А вот Совет Европы не смог сопротивляться этому напору и уверенно катится в политическое небытие, став безвольным придатком НАТО и ЕС, одобряющим любые их решения.

Много ожиданий в этой связи было и от ОБСЕ, являющейся преемницей форума, который сыграл ключевую роль в налаживании диалога Запада и Востока в эпоху «холодной войны». Сегодня у нас есть отличная возможность, чтобы проанализировать, насколько они были оправданы.

Вынуждены констатировать, что ОБСЕ, столкнувшись с упомянутыми нами вызовами, переживает наиболее острый кризис за почти полвека своего существования. Он усугубляется попытками известной группы государств использовать Организацию в угоду собственным политическим интересам и превратить её в инструмент развязанного Западом «крестового похода» против России.

Подобная трансформация произошла не в одночасье. Система региональной безопасности, выстроенная в рамках ОБСЕ и основанная на принципах неделимости безопасности «от Ванкувера до Владивостока», носила поистине уникальный характер. ОБСЕ удавалось успешно отвечать на вызовы времени, и усилия добросовестных участников процесса в ее рамках позволяли достигать договоренностей по любым насущным вопросам. Яркий пример – подписание в 1999 г. в Стамбуле ряда важных документов, таких как Хартия европейской безопасности, а также Соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) – фундаментального инструмента обеспечения европейской безопасности и предсказуемости в военной сфере.

Однако стремление к укреплению безопасности в меняющемся мире разделяли не все. Как известно, США, стремившиеся сохранить доминирование НАТО на основе предыдущей версии ДОВСЕ, запретили своим союзникам ратифицировать адаптированный вариант Договора. Последующие действия Вашингтона – выход из Договоров об ограничении систем противоракетной обороны, о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, разрушение Договора по открытому небу – при попустительстве европейских стран – привели к еще большей эрозии глобальной и региональной безопасности.

Однако даже в условиях попыток превратить организацию в своего рода орган по надзору за политикой государств, расположенных к востоку от Вены, ОБСЕ оставалась востребованной. С её деятельностью связывались надежды на улучшение обстановки в Европе, переход к взаимовыгодному сотрудничеству и развитию. Был востребован и её посреднический потенциал. ОБСЕ была призвана сыграть важную роль в реализации Минских соглашений между Украиной и республиками Донбасса, против населения которых киевский режим в 2014 году развязал кровавую войну. Для этой цели под эгидой ОБСЕ был предусмотрен солидный инструментарий, который предоставлял сторонам конфликта площадку для прямого диалога в рамках Контактной группы и её рабочих подгрупп. Однако Киев систематически уклонялся от субстантивного диалога с представителями ДНР и ЛНР, продолжая обстреливать их мирные города. В этом ему «помогали» страны НАТО, вложившиеся в снабжение киевского режима вооружениями и техникой и поощрявшие преступления Украины в отношении мирного населения.

Реакция на всё это со стороны руководства ОБСЕ зачастую вызывала большие вопросы или вовсе отсутствовала. В итоге Организация не просто не справилась со своей прямой задачей – добиться мира на основе добросовестной имплементации «Минска». Её фактически сделали сообщницей западной линии, не только подыгрывающей одной из сторон конфликта, но и снабжающей её чувствительной информацией.

Неудивительно, что после обострения украинского кризиса в феврале прошлого года Организация безоговорочно и послушно заняла сторону Киева, выполняя задачу по обслуживанию интересов отдельных государств-участников ОБСЕ и их альянсов. Вся работа Организации оказалась подчинена продвижению западных подходов к ситуации на Украине и вокруг нее. Оказались забытыми предписания руководству ОБСЕ действовать в публичной плоскости исключительно в соответствии с консенсусно согласованной позицией.

В итоге вместо площадки для диалога она на глазах стала трибуной для русофобской брани и истеричных обвинений в адрес нашей страны. «Украинизация», в которой особенно преуспело прошлогоднее польское председательство, привела к тому, что мандат Организации «провисает», а накопленный опыт и компетенции не используются по назначению.

Создание искусственного ажиотажа вокруг украинской проблематики происходит в ущерб другим кризисам, которых на пространстве ОБСЕ немало.

Продолжает деградировать обстановка на Балканах. Всё большую тревогу вызывает обострение ситуации в Косово по вине приштинских властей и при полном попустительстве их западных покровителей. На этом фоне наблюдаем недостаток взвешенной реакции на происходящие события со стороны ОБСЕ, хотя эта организация по-прежнему остается частью международных усилий по урегулированию в русле резолюции СБ ООН 1244.

К сожалению, приходится констатировать отсутствие прогресса по линии ОБСЕ на направлении Приднестровского урегулирования, в частности, в рамках переговорного формата «5+2», который находится «на паузе» с октября 2019 г. Как известно, мандат миссии в Республике Молдова был выдан 30 лет назад. Этого срока оказалось недостаточно для того, чтобы предъявить государствам-участникам реальные результаты деятельности. Особую озабоченность вызывает подрывная роль, которую сейчас по отношению к Приднестровью играет Украина, демонстрируя готовность вмешаться, в том числе с применением силы.

Сожалеем о политизации Международных женевских дискуссий (МЖД) по безопасности и стабильности в Закавказье, которая привела к немотивированной отмене двух заседаний подряд и срыву ритмичной работы переговорного процесса. Рассматриваем такие шаги как стремление наших западных коллег распространить конфронтацию с Украины и на Южный Кавказ, принести Женевский формат в жертву геополитике. Столь опасные явления требуют оперативной реакции со стороны сопредседателей от ООН, ОБСЕ и ЕС. Со своей стороны, подтверждаем приверженность МЖД как уникальной площадке, призванной обеспечивать постоянный прямой диалог Тбилиси с Сухумом и Цхинвалом. Альтернатива переговорному вакууму – деградация ситуации «на земле».

По вине США и Франции прекратила свою деятельность Минская группа ОБСЕ. При этом ситуация вокруг Нагорного Карабаха, в т.ч. в зоне ответственности Российского миротворческого контингента (РМК), а также на армяно-азербайджанской линии соприкосновения и в диалоге между официальными Баку и Ереваном, продолжает вызывать серьезную озабоченность. Подтверждаем важность неукоснительного соблюдения всего комплекса договоренностей лидеров России, Армении и Азербайджана 2020-2022 гг. по нормализации армяно-азербайджанских отношений. Российская сторона готова оказывать близким ей Азербайджану и Армении всё необходимое содействие как на политическом уровне, так и «на земле» – с участием командования Российского миротворческого контингента.

К сожалению, действующее северо-македонское Председательство ОБСЕ пока не преуспело в формировании объединительной повестки дня и не может позволить себе придерживаться статусно-нейтральных подходов. Так, Министр иностранных дел Северной Македонии даже не постеснялся принять участие в политическом шоу в честь «годовщины» инсценировки в Буче, тем самым грубо нарушив мандат Действующего председателя ОБСЕ.

При этом председатель и секретариат Организации позорно молчат по поводу политически мотивированных гонений киевского режима на каноническую Украинскую православную церковь. Так же, как в своё время постыдно промолчали по поводу бесчинств майданной власти и таких преступлений украинских националистов, как сожжение заживо людей в одесском доме профсоюзов, произошедшее ровно 9 лет назад. Сегодня трагедия повторяется, и давление госинститутов и украинских спецслужб на церковь, вмешательство в жизнь религиозных общин и свободу вероисповедания не встречают никаких принципиальных оценок, несмотря на очевидные нарушения Украиной международно-правовых обязательств, в том числе принятых в ОБСЕ. Требуем от действующего председательства реальных действий по защите религиозных свобод на Украине в соответствии с принципами и обязательствами ОБСЕ.

Г-н Председатель,

Недальновидная конфронтационная политика западного альянса государств, ведомых США, не только провоцирует острейший кризис на пространстве ОБСЕ, но и по сути ставит саму Организацию перед жизненным выбором. Либо она займется решением важнейшей задачи формирования устойчивой архитектуры европейской безопасности на основе принципа её неделимости, закрепленного во многих документах ОБСЕ, включая Стамбульскую хартию 1999 года и Астанинскую декларацию 2010 года, либо продолжит подыгрывать западному лагерю, понимающему под безопасностью бесконтрольное расширение агрессивного альянса НАТО и повсеместное насаждение западных политических, экономических и правочеловеческих установок.

Тем не менее, мы сохраняем веру в потенциал ОБСЕ и не оставляем попыток диалога на венской площадке. Достаточно побывать на заседаниях Постсовета организации, чтобы убедиться в принципиальной разнице между истеричными, оскорбительными выступлениями западных делегаций и выверенными, опирающимися на факты докладами наших венских коллег. Продолжим спокойно доносить информацию о реальном положении дел, и, как говорится, тот, у кого есть уши – да слышит. У ОБСЕ по-прежнему есть шанс сыграть роль в сближении порой полярных и непримиримых точек зрения и выработке устраивающей всех платформы для диалога и рамок для мирного сосуществования. Так же как это в своё время сделали советские, американские и европейские переговорщики в начале – середине 1970-х годов. Для этого нужно не просто перестать демонизировать своих оппонентов, но и отказаться от логики конфронтации и «игры с нулевой суммой».

Что касается непосредственно заявленной темы заседания – взаимодействия между двумя организациями, осуществляемого по главе 8 Устава ООН, – убеждены, что оно должно выстраиваться прозрачно и подотчетно странам-членам, служить поиску объединительных начал, а не подыгрывать конфронтационным установкам.

При этом напоминаем, что главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности несет СБ ООН. Похоже, что некоторые в Вене об этом забыли, увлекшись несбыточными антироссийскими прожектами. Чем раньше ОБСЕ вернется к востребованному, спокойному и взаимоуважительному разговору, тем больше у организации шансов вписаться в обновлённое мироустройство. Хочется верить, что в Вене и вокруг неё это в полной мере осознают.

Благодарю за внимание.

 

Видео выступления