Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи по мотивам голосования по проекту резолюции СБ ООН об учреждении Многонациональной миссии по содействию безопасности Гаити
Г-н Председатель,
Поздравляем Бразилию со вступлением в должность Председателя Совета Безопасности в октябре. Рассчитываем, что это председательство пройдет успешно. Приветствуем присутствие на сегодняшнем заседании Министра иностранных дел Гаити.
Российская Федерация воздержалась при голосовании по подготовленному Эквадором и США проекту резолюции об учреждении Многонациональной миссии по содействию безопасности Гаити.
При этом мы полностью осознаем масштаб и срочность стоящих перед Гаити проблем в области безопасности. Мы последовательно выступали и будем выступать за ответственное международное содействие этому государству при учете мнения широких слоев гаитянского общества.
Уровень насилия в Гаити на фоне недееспособности властей и ограниченных возможностей национальной полиции достиг такого уровня, что Порт-о-Пренс сам попросил международное сообщество о вооруженной помощи. С учетом этого запроса, а также призывов Генсекретаря, мнения региональных стран и готовности Кении возглавить такую иностранную миссию, мы не имеем принципиальных возражений против данной инициативы как таковой. Вместе с тем необходимо понимать, что направление в любую страну вооруженных сил другого государства, даже по его запросу, – это крайняя мера, требующая тщательной проработки. Однако в ходе планирования миссии и подготовки соответствующей резолюции Совета мы столкнулись с тем, что наши справедливые запросы о предоставлении более подробной информации о концепции операции, модальностях использования силы, стратегии вывода контингента остались без ответа. Более того, складывалось ощущение, что этой неооновской миссии пытаются на скорую руку придать ооновскую легитимность с помощью не до конца продуманного и выверенного решения Совета.
Мы все понимаем, что учреждение силовой операции по Главе VII – это крайне серьезный шаг, который требует полного понимания ответственности за него и возможных последствий таких действий. К сожалению, уверенности в этом в ходе согласования документа у нас так и не появилось.
Как постоянный член Совета Безопасности, Россия не может согласиться с задействованием Главы VII Устава фактически вслепую. История Гаити имеет достаточный накопленный опыт безответственного иностранного вмешательства – именно оно и породило спираль деградации, которую гаитяне не могут преодолеть годами. Санкционировать же новое применение силы в Гаити без четкого понимания параметров учреждаемой миссии недальновидно. Кроме того, концепция операции должна одобряться СБ, а не представляться на ознакомление постфактум.
При этом хотели бы выделить такие здравые элементы представленного на голосовании проекта, как призыв ко всем гаитянским политическим силам достичь широкого консенсуса в диалоге при содействии ООН и КАРИКОМ, и расширение оружейного эмбарго на всех акторов, действующих не под эгидой государства или с одобрения всемирной Организации. Рассчитываем, в частности, что эта мера позволит значительно сократить нелегальный поток оружия на остров и пролить свет на его источники и маршруты контрабанды.
Надеемся, что учрежденная миссия будет способствовать скорейшей стабилизации обстановки в Гаити при уважении суверенитета этой страны, а также прав ее жителей. Недопустимо какое-либо вмешательство внешних сил во внутриполитический процесс. Желаем Найроби успешной подготовки в комплектовании и развертывании сил. Ожидаем запрошенной в резолюции детальной информации по миссии.
Благодарю Вас.