Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление и.о. Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании Генеральной Ассамблеи ООН по пункту повестки дня 122 «Вопрос о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его членского состава и связанные с этим вопросы»

Г-н Председатель,

Благодарим Вас за проведение сегодняшнего заседания. Вопрос реформы Совета Безопасности ООН является не только одним из важнейших, но наиболее сложных в повестке дня всемирной Организации. Это обусловлено тем, что речь идет об органе, который в соответствии с Уставом ООН несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности.

Благодарим постоянных представителей Люксембурга и ОАЭ за работу на посту сокоординаторов в течение прошлой сессии Генассамблеи. Ожидаем скорейшего назначения сокоординаторов на текущую сессию.

Г-н Председатель,

Сегодняшнее заседание положит начало дискуссии по реформе СБ на 74-й сессии Генассамблеи. Обсуждение этого вопроса идёт не первый год. Состоялось в общей сложности пятнадцать раундов межправительственных переговоров. Государствам-членам в чем-то удалось продвинуться на реформенном направлении, однако универсальное решение, которое могло бы удовлетворить большинство, пока не просматривается.

Подходы основных игроков на "реформенном поле" по-прежнему существенно различаются, подчас диаметрально. В таких условиях мы не видим альтернативы продолжению в ходе текущей сессии Генассамблеи терпеливой, пошаговой работы по сближению переговорных позиций.

Наша позиция хорошо известна. Россия как постоянный член Совета Безопасности отмечает необходимость придания этому органу более представительного и сбалансированного характера, прежде всего, за счет повышения представленности в нем развивающихся государств Африки, Азии и Латинской Америки. Выступаем за исправление исторической несправедливости в отношении Африки, количество мест которой в Совете не соответствует ни современной роли континента в международных делах, ни общему числу африканских государств.

При этом усилия по расширению Совета не должны сказываться на его способности эффективно и оперативно реагировать на возникающие вызовы. В этом контексте мы выступаем за сохранение компактного характера состава Совета Безопасности. Его оптимальный численный состав не должен превышать «чуть более двадцати» членов.

Для нас неприемлемы любые идеи, ведущие к ущемлению прерогатив нынешних постоянных членов СБ, включая институт вето. Следует помнить: данный институт является важным фактором, стимулирующим членов Совета к поиску сбалансированных решений. Применение вето или угроза его применения не раз избавляли ООН от ассоциирования с сомнительными авантюрами.

Г-н Председатель,

Процесс реформирования Совета Безопасности должен быть «собственностью» всех без исключения государств-членов, а его итоговая формула – пользоваться максимально широкой поддержкой членов Организации. Если не удастся достичь в данном вопросе консенсуса, то в любом случае политически следует гарантировать поддержку значительно большего числа государств-членов, чем юридически необходимое большинство в две трети голосов Генассамблеи.

Убеждены, что вопрос реформы Совета Безопасности не может быть решен чисто «арифметическим путем» за счет постановки тех или иных моделей на голосование для получения минимально необходимых голосов. Результат, достигнутый таким образом, едва ли добавит авторитета и эффективности Совету Безопасности и уж точно не послужит укреплению всемирной Организации.

При этом мы готовы рассмотреть любой разумный вариант расширения состава Совета Безопасности, включая основанное на компромиссе т.н. «промежуточное решение», если такой компромисс будет опираться на самое широкое согласие в ООН.

Прогресс в реформировании Совета Безопасности не может быть достигнут через навязывание государствам-членам «координаторских текстов», переговорных документов или иных не согласованных со всеми участниками процесса инициатив. Предыдущие сессии ГА показали тщетность и опасность попыток форсированного решения реформенного вопроса без оглядки на широкую поддержку государств-членов. 

Прогресс в реформе СБ будет зависеть только от политической воли государств-членов и их готовности достичь разумного компромисса. Призываем всех следовать этому основополагающему принципу.

Рассчитываем, что усилия Председателя Генассамблеи и сокоординаторов переговоров будут направлены именно на оказание максимального содействия переговорам при том понимании, что «собственность» в этом процессе остается за государствами-членами.

Такая кропотливая работа должна проводиться в спокойном, транспарентном и инклюзивном ключе без произвольных временных графиков. Нам всем важно отдавать себе ясный отчет, что в этом деле не может быть места искусственным срокам, а также попыткам решить данную комплексную проблему одним росчерком пера.

Г-н Председатель,

Приверженность России достижению результатов в рамках имеющегося формата дискуссий остается неизменной. Площадка межправительственных переговоров обладает одновременно уникальной и универсальной легитимностью для всего комплекса проблем реформы. Отход от нее может привести к распаду всей переговорной архитектуры, отбрасыванию процесса на многие годы назад. В преддверии 75-летия ООН, которое должно продемонстрировать единство мира в решении глобальных проблем, этого допустить нельзя.

Тем более мы не хотим того, чтобы в условиях современной турбулентности международных отношений межправительственные переговоры по реформе СБ создавали новые или углубляли имеющиеся разделительные линии между государствами-членами ООН. Давайте двигаться вперед, помня об этих рисках и опасностях.

Благодарю Вас.