Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя главы российской делегации Д.В.Букина на Шестой сессии Спецкомитета по разработке всеобъемлющей Конвенции ООН о противодействии использованию ИКТ в преступных целях

Г-жа Председатель,

Отмечаем усилия Председателя Спецкомитета, Фаузи Мебарки, по составлению проекта универсальной конвенции о противодействии информпреступности. Однако в нынешнем виде документ вряд ли соответствует высоким задачам, заложенным государствами-членами при создании Спецкомитета.

Россия и ее единомышленники неоднократно повторяют - мандат Спецкомитета – разработка всеобъемлющего договора. В первую очередь это обозначает широкий охват будущего договора. Российский проект конвенции, поддержанный рядом государств, исходит из этого постулата. Представленный же документ отражает преимущественно интересы обеспеченных развитых стран. Не учитывает развитие ИКТ, возможности которых все шире используются для призывов к нарушению правопорядка, незаконных торговли оружием и оборота наркотиков, в террористических и экстремистских целях. Страдают от этого развивающиеся государства – пользователи ИКТ, производимых в технологически продвинутых странах.

Для преодоления цифрового разрыва, а точнее – неоколониальной практики, Россия в течение 2010-х гг. добивалась запуска переговоров государств-членов ООН по разработке Конвенции о борьбе с информпреступностью. Только так можно бороться с преступностью в международном информационном пространстве. В этих целях мы открыто делились нашими концептуальными соображениями с участниками переговорного процесса. К сожалению, наши призывы не были в полной мере учтены.

Нулевой проект требует существенной доработки. Прежде всего, по криминализации и сфере охвата. Настаиваем на возвращении в текст статей по борьбе с терроризмом, экстремизмом, нацизмом, призывами к вооруженной деятельности, доведением до самоубийства, незаконным распространением наркотиков и оружия. Тем более что дискуссия по этим важным положениям по сути ушла в ограниченный формат неофициальных заседаний.

Ключевой момент – обеспечить условия для самого плотного взаимодействия правоохранительных ведомств, не только в деле расследования, но и пресечения преступлений, совершаемых с использованием ИКТ. 

Знаем: некоторые государства откажутся поддержать такой подход. Их реальные мотивы – сохранение доминирования в информационном пространстве за счет технологий, позволяющих контролировать другие страны и их граждан. Такие делегации прикрываются лозунгами о защите прав человека. При этом не могут внятно объяснить, почему они выступают против сотрудничества в рамках ООН в борьбе с терроризмом, экстремизмом, распространением наркотиков и прочими тяжкими и особо тяжкими преступлениями (между собой эти страны регулируют данные области и права человека этому не помеха).

К слову, среди таких стран – США и Австрийская Республика, которые последовательно препятствовали участию российское делегации в мероприятиях Спецкомитета через невыдачу виз главе и членам российской делегации. Видим в этом не только неисполнение обязательств по размещению штаб-квартиры ООН и ее подразделений, но и стремление политически повлиять на ход переговоров по разработке Конвенции.

Г-жа Председатель,

Несмотря на чинимые нам трудности, Россия рассчитывает на конструктивную работу в ходе шестой сессии. Готова к плотной работе со всеми участниками. Настроена на первостепенный учет интересов развивающихся государств, как наиболее подверженных угрозам в сфере ИКТ. Готовы содействовать общим усилиям для того, чтобы разрабатываемая конвенция стала первым универсальным международным договором в области обеспечения международной информационной безопасности. 

Спасибо за внимание.

 

Видео выступления