Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации С.А.Леонидченко на заседании Генеральной Ассамблеи по пункту повестки дня «Доклад Международного остаточного механизма для уголовных трибуналов»

Г-н Председатель,

Ознакомились с докладом Механизма. В нем данный орган не скупится на комплементы в свой адрес за продолжение работы в условиях пандемии. Со своей стороны отметили бы, что Механизм не один столкнулся с подобными вызовами – другие международные органы и организации с разной степенью успешности приспособились к «коронавирусным реалиям». Причем особых успехов со стороны именно Механизма в этом отношении мы не обнаружили.

Данный орган и раньше не отличался эффективностью планирования судебной деятельности, стремлением к экономии ресурсов и планомерному сворачиванию своей деятельности. Сейчас Механизм продолжает работать «черепашьими» темпами. Разница лишь в том, что теперь он делает это со ссылкой на непростую санитарно-эпидемиологическую ситуацию. Не думаем, что есть основания приветствовать и поощрять подобную «адаптацию» к пандемии.

Отметили постулируемое в докладе желание Механизма обеспечить систематическое планирование будущей деятельности. Как мы понимаем, это реакция на неутешительные выводы по итогам очередного обзора его работы и критику по линии Управления служб внутреннего надзора. Не убеждены, что описываемые в докладе в самых общих чертах аморфные координационные механизмы способны на практике решить проблему с отсутствием системы судебного планирования. Данная проблема, к слову, имеет глубокие корни – в свое время мы последовательно критиковали за это еще МТБЮ.

В целом деятельность МТБЮ как предшественника Механизма подорвала доверие ко всему международному уголовному правосудию. МТБЮ в свое время отказался проводить расследование военных преступлений НАТО в Югославии и сделал все возможное для того, чтобы лишь Белград был назначен виновным за войну на Балканах, предельно сурово наказывая сербов и оправдывая других участников гражданской войны.

К сожалению, Механизм унаследовал все недостатки этого органа. Превозносимые в его последнем докладе в качестве «эпохальных» решение по делу Станишича и Симатовича и отклонение апелляции по делу Младича отличаются все той же однобокостью и выраженным антисербским креном, что и вердикты МТБЮ.

Подобные подходы не добавляют решениям Механизма веса и авторитета, превращают озвучиваемые его руководством призывы бороться с оправданием военных преступлений и распространять правду о них в пустой и бессмысленный пафос.

Очень жаль, что мандат Механизма понимается его руководством и судьями так предвзято. Именно поэтому наша делегация сделает все, чтобы Совет Безопасности больше не экспериментировал ни с какими органами международного уголовного правосудия. «Правосудие переходного периода» в подобном политизированном исполнении отнюдь не способствует целям и задачам долгосрочного примирения и общей стабилизации ситуации.

Г-н Председатель,

В заключение хотелось бы выразить на то, что хотя бы на финальном этапе его деятельности Механизм начнет следовать четким планам завершения своей работы. В частности, рассчитываем на то, что Механизм не станет искусственно множить дела о неуважении к суду и цепляться за другие остаточные функции для искусственного продления своего существования.

Благодарю Вас.