Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление и.о. Постоянного представителя Д.А.Полянского на заседании ГА ООН по вопросу применения вето в СБ ООН по Сирии

Г-н Председатель,

Прежде чем я начну свое выступление, я бы хотел выразить удивление и разочарование. Я не помню, чтобы в прошлом году Вы делали подобные заангажированные замечания перед началом нашего обсуждения. Я сожалею, что Вы решили пожертвовать принципом нейтральности, который лежит в основе Вашего мандата, ради узкокорыстных западных интересов. Это вызывает огромное разочарование.

Уважаемые коллеги,

Второй год подряд заседание Генассамблеи, проводимое в рамках резолюции 76/262 о применении права вето в Совете Безопасности ООН, выпадает на дискуссию о т.н. трансграничном механизме гумсодействия Сирии (ТГМ). У меня для всех вас хорошая новость. На этот раз есть все основания полагать, что больше по этому вопросу в контексте упомянутой резолюции мы собираться не будем. Потому что отныне все трансграничные операции ООН в Сирии будут реализовываться не на основе выданного Советом Безопасности мандата, а, как и положено, в соответствии с положениями резолюции 46/182 ГА ООН, т.е. с разрешения и в тесной координации с правительством Сирийской Арабской Республики при уважении ее суверенитета и территориальной целостности. Это наше огромное общее достижение, и я вас всех с ним искренне поздравляю. 

Если же вернуться к нашему голосованию 11 июля по проекту резолюции, который был подготовлен бывшими неформальными кураторами сирийского гумдосье в СБ ООН, то необходимо отметить, что как и год назад мы имеем дело с сознательной попыткой наших западных оппонентов вынудить нас воспользоваться правом «вето». При желании вполне можно было бы договориться по взаимоприемлемому тексту, однако наши швейцарские коллеги, фактически монополизировавшие кураторство над резолюцией, предпочли переговорам и дипломатической работе откровенный шантаж. Они высокомерно отвергли абсолютно законные требования Сирии, ради которой, собственно, эта резолюция и принимается. Это было особенно необходимо с учетом того, что предыдущая резолюция СБ 2672 фактически не выполнялась. Крайне важен был усиленный «язык» по обеспечению беспрепятственного и устойчивого доступа во все районы страны через линии соприкосновения, по восстановлению гражданской инфраструктуры (объектов водо- и электроснабжения, школ, больниц, жилья) и реализации проектов в области устойчивого развития, а также разминированию, что должно было, в том числе, способствовать созданию условий для реализации фундаментального права беженцев и ВПЛ на возвращение в места постоянного проживания.

Абсолютным гуманитарным императивом, тем более на фоне преодоления разрушительных последствий землетрясения и пандемии COVID-19, по-прежнему является снятие незаконных односторонних санкций США и ЕС, блокирующих оказание гуманитарного содействия и являющихся формой коллективного наказания миллионов простых сирийцев.

Однако практически все эти элементы, которые Россия от имени Сирии предлагала предусмотреть в проекте профильной гуманитарной резолюции СБ ООН, были неформальными кураторами проигнорированы. США и их союзников, в интересах которых действовали наши швейцарские коллеги, волновали прежде всего сроки продления ТГМ и ни к какому совершенствованию механизма они были не готовы. Ведь их цель – никакая не помощь сирийскому народу, а сохранение рычага давления на правительство Сирии. Ими было выдвинуто фактически ультимативное требование о продлении ТГМ сначала на 12, а потом в качестве, как они подавали, компромисса – на 9 месяцев. При этом все наши подлинно гуманитарные формулировки оказались старательно «вымараны» из текста западного проекта. Иными словами, вместо исправления текста, который не работал, нам предлагалось ничего, по сути, не менять в лучшую сторону и еще и лишиться возможности через 6 месяцев внести коррективы в функционирование ТГМ. Разумеется, на это мы пойти не могли. А искать компромисс, как я уже сказал, наши швейцарские коллеги не захотели, несмотря на призывы и усилия коллег из Бразилии, КНР, ОАЭ, Мозамбика, Габона и Ганы, которым мы весьма признательны.

Уважаемые коллеги,

Важно помнить, что Сирия оставалась единственной страной в мире, в которой с разрешения СБ ООН, а не законного правительства, действовал «трансграничный» механизм доставки гумпомощи. И если в 2014 году для этого были объективные основания, то сегодня их не осталось. При этом страны Запада все это время волновало исключительно гумнабжение идлибского анклава, находящегося под контролем группировки «Хейят Тахрир Аш-Шам», признанной террористической СБ ООН. Именно в угоду этим террористам нам предлагали закрыть глаза на то, что предусмотренный резолюцией СБ 2672 механизм доставки гумпомощи через линии соприкосновения так, по сути, и не заработал, так как не позволял головорезам из ХТШ обогащаться с его помощью так, как в случае с ТГМ.

Мы приветствуем суверенное решение Дамаска разрешить ООН в течение полугода задействовать КПП «Баб Аль-Хава» для трансграничных поставок помощи населению Идлиба из Турции. Исходим из того, что ответственность за нормализацию работы этого канала, равно как и его сохранение полностью лежит на Управлении ООН по гуманитарным вопросам. Попытки с чьей-либо стороны повлиять на двусторонний диалог ООН с Дамаском в этой связи будем рассматривать как вмешательство во внутренние дела Сирии.

Данный шаг Дамаска идет в русле аналогичного решения, принятого в феврале после разрушительного землетрясения. Сирийское правительство, руководствуясь задачами оказания помощи всем нуждающимся на территории своей страны, добровольно открыло два дополнительных погранперехода – «Баб Ас-Салям» и «Ар-Раи» – для доставки помощи пострадавшим. Таким образом, Дамаск подтвердил, что помощь сирийцам можно и нужно оказывать в соответствии с общепринятыми гуманитарными принципами. А необходимость сохранения ТГМ, созданного в 2014 г., в качестве временной и чрезвычайной меры, окончательно отпала.

Хочу особо подчеркнуть: никаких препятствий для оказания гумпомощи Сирии сейчас нет. И для доноров настал «момент истины»: либо они действительно помогают сирийцам, либо продолжают их фактически шантажировать, выдвигая новые и новые политические требования.

Уважаемые коллеги,

Сегодня вы услышите в этом зале от наших западных коллег много всего нелицеприятного и про Россию, и про Сирию. О том, что наше вето якобы ставит под угрозу жизни миллионов сирийцев. Эту ложь на Западе будут повторять еще долго, стараясь не замечать того, что все возможности для помощи сирийцам у ООН и мирового сообщества есть. Только теперь для этого придется плотно взаимодействовать с законными, международно признанными сирийскими властями. А это как раз Запад делать не хочет и от осознания происходящих в мире изменений у наших западных коллег «сводит зубы». Ну и, разумеется, мы сегодня услышим о том, что Россия якобы не помогает Сирии, а занимаются этим только западные доноры. Все мы знаем, кому они на самом деле помогают и насколько профинансирован в реальности гумпризыв ООН по Сирии. Известно и то, сколько делает Россия для Сирии по двусторонней линии. Поэтому надеюсь, что подобные лицемерные измышления никого не введут в заблуждение.

Уважаемые коллеги,

Россия никогда не колебалась и не будет колебаться использовать право вето не только для защиты своих интересов и интересов своих союзников, но и в интересах тех наших партнеров по ООН, кто не боится проводить самостоятельную политику и противостоять диктату и шантажу западных стран. В противном случае Совет Безопасности превратится в «натовский междусобойчик». Именно так мы поступили, защищая интересы наших сирийских партнеров. И нисколько о своем решении не сожалеем.

Благодарю за внимание.

 

Видео выступления