Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Д.С.Чумакова на 57-м пленарном заседании 77-й сессии ГА ООН по пункту повестки дня «Выборы Директора-исполнителя Программы ООН по окружающей среде»

Г-н Председатель,

Наша делегация всегда поддерживала ЮНЕП как ключевую структуру системы ООН для скоординированного поиска международным сообществом решений для экологических проблем и для поддержки природоохранного «столпа» концепции устойчивого развития.

Что касается вопроса избрания руководителя Секретариата ЮНЕП, мы изначально – выражая имеющиеся у нас озабоченности – были настроены на поиск конструктивного решения, которое не может быть обеспечено без транспарентного процесса всеобщего созыва кандидатов, стандартного для таких случаев. К сожалению, этот призыв с нашей стороны, а также со стороны ряда других делегаций, не был услышан.

Хотели бы выразить разочарование неконсенсуной процедурой представления кандидата на пост Исполнительного директора ЮНЕП. Генеральный секретарь номинировал на рассмотрение Генеральной Ассамблеей кандидатуру г-жи И.Андерсен, несмотря на ряд письменных возражений со стороны государств-членов в ходе процесса ее согласования в региональных группах.

Еще важный момент. Некоторые пытаются представить сегодняшнюю ситуацию как недовольство России действиями ЮНЕП и его руководства сугубо по украинскому сюжету. Заявляю, что свою озабоченность работой ЮНЕП, заангажированностью в интересах стран-крупнейших доноров мы начали заявлять задолго до специальной военной операции. Поэтому призываю не сужать масштаб проблемы. Мы, в отличие от ряда делегаций, с вниманием относимся к природоохранной ситуации в различных частях света, где интересы развивающихся стран по-прежнему ущемляются.

Важно учитывать следующие причины для наших озабоченностей.

Во-первых: Руководство ЮНЕП «монополизировано» представителями западных стран: шесть из семи Исполдиректоров ЮНЕП за последние 30 лет происходят сугубо из этой группы стран. А Генеральный секретарь, несмотря на наши призывы, не стал даже предлагать выдвинуть кандидатуры из других стран, которые могли бы быть рассмотрены.

Во-вторых: подчеркнем, что международный госслужащий, возглавляющий главную природоохранную структуру ООН, должен играть роль беспристрастного посредника, учитывающего интересы всех стран, в том числе тех, которые наиболее сильно страдают от деградации окружающей среды. Г-жа И.Андерсен, напротив, открыто продвигала европейские природоохранные приоритеты и позволяла себе политизировать работу, отодвигая на второй план интересы развивающихся стран. Фаворитизм в отношении стран-доноров явно заметен и в имплементации резолюций, и в научной деятельности ЮНЕП, и при подготовке докладов.

Учитывая вышесказанное, позвольте мне еще раз заявить возражение Российской Федерации против кандидатуры г-жи И.Андерсен и учитывать это при рассмотрении ее кандидатуры в плане соответствующих процедур. Однако до рассмотрения этого вопроса мы просим рассмотреть внесенный нами проект решения.

Г-н Председатель,

Позвольте представить наш проект.

По преамбуле. В первом параграфе дается ссылка на секцию II, пункт 2 резолюции ГА ООН 2997. Согласно этой резолюции 1972 г., кандидат на пост главы ЮНЕП номинируется Генсекретарем и избирается Генеральной Ассамблеей. К сожалению, номинация, которую сделал в этом году Генсекретарь, как я упомянул выше, идет вразрез как c принципом справедливой географической представленности, так и с существующей практикой, когда объявляется конкурс кандидатов.

Второй параграф содержит ссылку на резолюцию 5/13 Ассамблеи Организации Объединенных Наций по окружающей среде «Должный учет принципа справедливого географического распределения в соответствии с пунктом 3 статьи 101 Устава Организации Объединенных Наций». Руководство ЮНЕП с 1992 г. осуществлялось представителями Запада, которые не только продвигали приоритеты развитых стран в природоохранной повестке, но и обеспечили ситуацию, когда 60% процентов профессиональных постов в ЮНЕП занимают представители западноевропейской региональной группы. Также позвольте напомнить, что данная резолюция призывает государства-члены сотрудничать с ЮНЕП в целях повышения осведомленности о вакантных должностях среди своих граждан.

Параграф оперативной части содержит требование к Генсекретарю ООН обеспечить странам-членам возможность представить кандидатов с целью проведения прозрачного и справедливого процесса отбора для этой вакансии. Напомним, что в 2018 г., когда в прошлый раз вопрос выборов Исполдиректора ЮНЕП стоял на повестке дня, Генсекретарь ООН не стал обходить процедуру консультаций со странами-членами, предоставляя им возможность выдвинуть своих претендентов на этот высокий и важный пост. Равно как и во многих других случаях при выборе старших должностных лиц ООН. 

Мы не сомневаемся, что в странах «Глобального Юга» есть много компетентных, обладающим необходимым опытом и лидерскими качествами кандидатов, которые могли бы с достоинством и пользой руководить ЮНЕП. Продолжать представление сугубо западных кандидатов – в условиях, когда у представителей развивающихся стран нет возможности принять участие в конкурсе – несправедливо.

В этой связи обращаюсь с просьбой поддержать наш проект решения, который позволит всем странам иметь возможность представить свои кандидатуры на этот пост. Отмечу, что Россия представлять свою кандидатуру не собирается и в данном случае выступает сугубо с учетом интересов развивающихся стран. Поскольку до истечения срока полномочий г-жи И.Андерсен в июне этого года есть достаточно времени, полагаем, что наиболее справедливым было бы вернуться к вопросу выборов после проведения транспарентного конкурса номинаций и повторного представления кандидатуры на должность Исполдиректора ЮНЕП в ГА.

Благодарю за внимание.