Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя А.М.Евстигнеевой на заседании ГА ООН по использованному в СБ ООН праву вето по положению на Ближнем Востоке, включая палестинский вопрос

Г-н Председатель,

Уважаемые коллеги,

Сегодняшнее заседание ГА ООН проводится в связи с очередным использованием США права вето в СБ ООН для того, чтобы заблокировать требование к прекращению насилия в секторе Газа.

С учетом того, что с этого момента прошло уже более трех недель, хотела бы напомнить о том, как развивалась дискуссия в Совете 22 декабря прошлого года.

За несколько дней до этого делегация ОАЭ от имени арабских государств представила весьма сильный проект резолюции по наращиванию гуманитарной помощи Газе, который содержал, помимо этого, принципиально важный политический элемент – четкий и недвусмысленный призыв к прекращению военных действий в анклаве.

Такой документ, естественно, пришелся не по вкусу Вашингтону, который повел крайне нечистоплотную игру, чтобы максимально его выхолостить и сохранить для своего главного ближневосточного союзника полную «свободу рук» в Газе. В ход пошли самые грязные инструменты давления и шантажа, которые наши американские коллеги лукаво называют «эффективной двусторонней дипломатией». Мы увидели ее в ходе переговоров по этому проекту во всей красе, и скажу откровенно – это крайне неприглядное зрелище.

После нескольких дней активного «выкручивания рук» США добились того, что изначальный замысел проекта был полностью искажен. Вместо призыва к прекращению боевых действий в тексте появилась формулировка с прямо противоположным смыслом – призыв «создавать условия для прекращения боевых действий». То есть фактически «лицензия Израилю на убийство» мирных палестинцев в Газе под предлогом того, что «зачистка» сектора – это якобы и есть те самые шаги в целях создания упомянутых условий.

Руководствуясь безусловным моральным императивом спасения жизней мирных жителей Газы, мы не могли допустить, чтобы Совет подписался под скроенным по американским лекалам документом, который благословил бы продолжение истребления газавитян. Поэтому Российская Федерация представила поправку, в которой восстанавливались формулировки из изначального эмиратского проекта о необходимости прекращения боевых действий, поддержанные арабской группой. Эта поправка была поддержана 10 членами Совета. Великобритания, Япония, Швейцария и Албания воздержались, что также весьма показательно с точки зрения их деклараций о приверженности международному гуманитарному праву и защите гражданского населения. Против выступила лишь одна делегация – США. Тем самым Вашингтон фактически саморазоблачился, показав, что реальная цель всех его закулисных интриг – не выработать компромиссный текст, как лицемерно ранее заявляла американская делегация, а продавить через СБ ООН «свободу рук» руководству Израиля на любые, включая самые бесчеловечные, шаги по дальнейшей «зачистке» Газы.

В итоге дискуссия по Газе в СБ ООН в 2023 году закончилась на печальной, если не сказать трагической, ноте. Но дело вовсе не в том, что Совет не способен реализовать вверенный ему мандат по поддержанию мира и безопасности в силу своих институциональных особенностей. В декабре прошлого года он был как никогда близок к консенсусу в отношении требования к сторонам о прекращении огня для обеспечения безопасных условий оказания необходимого гуманитарного содействия всем нуждающимся в самой старой болевой точке региона. Реальная причина того, что он не смог это сделать, одна: деструктивная линия США, которые бросили весь арсенал политико-дипломатических рычагов не ради установления мира, а чтобы целенаправленно подорвать многосторонние усилия под эгидой ООН ради своих корыстных геополитических интересов.

Печальный итог этого таков, что за три месяца эскалации в Газе Совет смог принять только «беззубую» резолюции СБ 2712 (от 15 ноября) и упомянутую выше крайне сомнительную резолюцию 2720. Прискорбно, что без должного ответа остался и призыв Антониу Гутерреша к СБ по статье 99 Устава ООН.

Россия воздержалась по обоим документом, не проголосовала против них исключительно из-за просьб палестинских и арабских представителей. Но хочу еще раз подчеркнуть – мы категорически не согласны с содержанием нынешнего ОР2 резолюции 2720 и исходим из того, что ответственность за все возможные последствия ляжет на те государства, которые дали свое согласие на его редакцию, продавленную США.

Никаких «просветов» в чудовищной гуманитарной ситуации в Газе так и не наблюдается. Более 22 тысяч погибших газавитян, порядка 53 тысяч раненых и еще около 10 тысяч пропавших без вести и находящихся под завалами. Гуманитарные «достижения» сводятся к тому, что, по данным ВПП ООН, более полумиллиона человек в анклаве столкнулись с голодом, а дети, бежавшие на юг сектора, получают лишь 10% от ежедневной нормы воды. Один из шести израильских КПП – «Керем Шалом» – был открыт только через 71 день после начала израильской операции. Генеральный секретарь и главы специализированных гумагентств ООН раз за разом заявляют, что доставлять помощь в Газу в условиях массированных ударов и бомбардировок невозможно, пропускаемые грузы – «капля в море» человеческих страданий и потребностей, гражданская инфраструктура, включая медицинские объекты, практически полностью разрушена.

В связи с этим исходим из того, что четкое требование Совета Безопасности о полноценном прекращении огня остается императивом. Без него, как уже показал опыт резолюции СБ 2712, выполнение решений Совета по Газе просто невозможно. 8 декабря 2023 года в ходе своего выступления в СБ ООН Генеральный секретарь ООН Антонио Гутерреш однозначно указал на это. Аналогичный вывод следует из распространенного им в Совете письма с опциями по мониторингу резолюции 2712. Исходим из того, что, как бы ни сопротивлялись США, выгораживая своего главного ближневосточного союзника, Совет вернется к этому вопросу и чётко и недвусмысленно потребует прекращения боевых действий. Без этого будут парализованы любые гуманитарные усилия.

Г-н Председатель,

Уважаемые коллеги,

После атаки 7 октября 2023 г., которую мы категорически осудили, спираль насилия, которое мир наблюдает ежедневно, приняла поистине катастрофические масштабы. Очевидно, что его рецидивы на Ближнем Востоке будут повторяться до тех пор, пока не будет устранена лежащая в основе конфликта многолетняя несправедливость, и палестинский народ не реализует предусмотренное резолюциями СБ и ГА ООН право на создание своего независимого государства в границах 1967 г. со столицей в Восточном Иерусалиме. Только такой сбалансированный, основанный на международном праве подход способен привести к устойчивому миру.

В сложившихся условиях наша общая цель – оказать сторонам содействие в налаживании переговорного процесса. В его рамках должны быть урегулированы все спорные вопросы. Требуется коллективный дипломатический механизм, ориентированный на создание условий для воплощения в жизнь решений международного сообщества. Одна из ключевых и острейших задач – восстановление палестинского единства.

Со своей стороны еще до начала октябрьской эскалации конфронтации в секторе Газа, весной прошлого года предложили провести министерские консультации с целью консолидации позиций вовлеченных региональных игроков для содействия восстановлению единства палестинского народа и организаций. Эта инициатива остается в силе.

В противном случае на фоне паралича решения палестинского вопроса миру только и остается, что наблюдать, как стирают с лица земли сектор Газа, население которого на протяжении всей своей истории лишено какой-либо надежды на мирное небо над головой.

Благодарю за внимание.

Видео выступления