Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Спецпредставителя Президента РФ по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности, главы российской делегации А.Р.Люкманова по завершении Шестой сессии Спецкомитета ООН по разработке универсальной конвенции о противодействии информпреступности

Г-н Председатель,

Уважаемые представители делегаций государств-членов ООН,

Приветствуем усилия делегаций государств-членов ООН по доработке «нулевого» проекта универсальной конвенции о противодействии информпреступности – первого документа в сфере международной информационной безопасности, работа по которому запущена по инициативе России.

Итоги сессии – противоречивы. Перед нами – «красный текст», наполненный подходами государств. К сожалению, до сих пор в текст не введена согласованная в рамках мандата Спецкомитета ИКТ-терминология. Внесенные правки существенно превысили объем первоначального документа. Корректировке подверглись ключевые статьи будущей конвенции по сфере охвата, криминализации, юрисдикции, процессуальных мерах и международном сотрудничестве.

Это, с одной стороны, показывает недостатки «нулевого проекта», который не учел позиции всех делегаций. С другой стороны, налицо – нацеленность их представителей, в особенности развивающихся стран, расширить сферу действия будущего договора. Иными словами – выполнить мандат резолюции ГА ООН 74/247 и его установку на разработку всеобъемлющего документа. То есть такого, который бы не становился еще одной Будапештской конвенцией, а сделал шаг вперед в сторону покрытия всех преступлений с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и обеспечения эффективного сотрудничества правоохранительных органов.

Отмечаем, что «нулевой» проект не привносит практически ничего нового для повышения эффективности международного сотрудничества в борьбе с преступлениями в сфере ИКТ. Ни по части криминализации, ни по части оперативной деятельности, включая, например, предупреждение и пресечение ИКТ-преступлений. Документ отражает интересы преимущественно тех делегаций, которые многие годы препятствовали созданию Спецкомитета, голосовали против резолюции 74/247. Свидетельство тому – многочисленные правки с призывом вернуть изначальный текст в особенности по ключевому разделу о криминализации.

В таком подходе к составлению «нулевого проекта» есть некая логика, поскольку главные разработчики ИКТ – развитые страны, в которых действует правовая система противодействия использованию ИКТ в преступных целях, в том числе по борьбе с терроризмом и экстремизмом. Вопрос в том, почему эти страны не решаются сотрудничать в рамках ООН, выступают против включения соответствующих статей в международный документ. Настаивают на откате к первоначальному тексту, который-де является «минимальным компромиссом». Это не компромисс, а навязывание пустого документа с точки зрения добавленной стоимости со стороны противников мандата Спецкомитета государствам, заинтересованным в деле борьбы с преступностью. Видим в таком отношении политику двойных стандартов, нарушение одного из основополагающих принципов Устава ООН - принципа международного сотрудничества.

Данное наблюдение Россия делает на контрасте с неистовым стремлением упомянутых государств насытить текст будущего договора многочисленными правочеловеческими закладками. Дипломаты из определенной группы стран подают себя так, будто выступают с позиций главных защитников прав и свобод человека. Настаивают, например, на гендерных приоритетах в вопросах экстрадиции. У нас это вызывает недоумение. Непонятно вообще, почему этому уделяется столько внимания, когда в мандате Спецкомитета правочеловеческие приоритеты не зафиксированы. По опыту работы в ОБСЕ знаем: лозунги о защите прав человека нужны мнимым их поборникам лишь для одного – для уклонения от исполнения договорных обязательств.

Повторим: только тесное правоохранительное сотрудничество по этим вопросам может существенно осложнить жизнь преступникам. Именно на это нацелены усилия России и единомышленников в поддержку таких частей будущего договора, как международное сотрудничество, наращивание потенциала, техническое содействие.

Ошибки случаются. Это нормально. Важно сделать выводы. Предстоит сложная и напряженная работа по сближению подходов между государствами. Впереди – межсессионные совещания и 7 сессия. Надеемся, что опасения, высказываемые нашими друзьями о том, что следующий переговорный документ будет идентичен «нулевому» проекту – не более чем опасения или слухи. Только учет интересов всех без исключения государств может привести к разработке по-настоящему всеобъемлющего договора о противодействии информпреступности, актуальность и потенциал которого сохранится на многие десятилетия.

Призываем секретариат Спецкомитета оказывать содействие в разработке будущего договора. Настоятельно просим быть внимательнее – выносить «на экран» предложения всех стран, а не представителей узкой группы государств. Россия добилась отражения предложений по криминализирующим статьям лишь спустя неделю после того, как этот призыв был озвучен и лишь после того, как мы внесли предложение в письменном виде.

Рассчитываем продолжить конструктивную работу в оставшееся время. Готовы к взаимодействию со всеми делегациями. Настроены на первостепенный учет интересов развивающихся государств, как наиболее подверженных угрозам в сфере ИКТ. Мы готовим документ, который будет являться основой для международно-правового сотрудничества, для эффективной работы правоохранительных органов всего мира и развития национальных законодательств. Готовы содействовать общим усилиям для того, чтобы разрабатываемая конвенция стала первым универсальным международным договором в области обеспечения международной информационной безопасности.

Благодарю за внимание.

 

Видео выступления