Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Г.В.Кузьмина на совместном брифинге председателей антитеррористических комитетов СБ ООН

Г-жа Председатель,

Позвольте поблагодарить Вас за организацию традиционного брифинга председателей трех комитетов СБ, обладающих компетенцией в вопросах борьбы с терроризмом. С момента проведения предыдущей встречи в таком формате прошло полтора года. За это время изменилась не только обстановка в сфере антитеррористической безопасности. 

Пандемия оказала влияние на деятельность Контртеррористического комитета (КТК), Комитета по санкциям в отношении ИГИЛ и «Аль-Каиды», а также Комитета по вопросам нераспространения ОМУ. Тем не менее за последние полгода нам в целом удалось адаптироваться к изменившимся условиям, в результате чего на направлениях антитеррора и нераспространения в СБ продолжилась интенсивная работа. Хотели бы пожелать дальнейших успехов председателям трех комитетов и поблагодарить их за представленные доклады о выполнении соответствующих мандатов.

Г-жа Председатель,

Существующие ограничения в сфере авиасообщения, а также введенные государствами карантинные предписания вынудили Контртеррористический комитет приостановить проведение мониторинговых визитов. В целях поддержания работы на этом приоритетном направлении мы согласились попробовать нестандартное решение – 19 ноября в КТК утверждены временные процедуры проведения «гибридных» визитов, отдельные встречи в рамках которых будут проходить в виртуальном формате. Считаем принципиально важным, что несмотря на «виртуальный компонент», такие визиты будут осуществляться «на земле» силами КТИД и при участии других профильных структур ООН. Важно, чтобы все согласованные регламенты таких поездок выполнялись. Конечно, это временная мера, и через 6 месяцев мы рассмотрим вопрос о целесообразности ее продления или возвращения к нормальной работе Комитета. 

Стоит учитывать, что контроль за выполнением профильных резолюций СБ в первые месяцы пандемии не прекращался, даже в отсутствие страновых визитов. Более того, Исполнительный директорат КТК сумел значительно повысить темпы оценки государств на базе т.н. детального и оценочного обзоров имплементации резолюции СБ 1373. 

В рамках текущего цикла уже проверены 177 стран. В ближайшее время Комитету предстоит утвердить обновленные процедуры анализа антитеррористических систем государств. Требуется сохранить сбалансированный характер инструментов оценки, не увлекаясь второстепенными темами. Ключевым критерием эффективности борьбы с терроризмом при этом по-прежнему остается способность государства установить заслон на пути финансовой и идеологической подпитки террористов, а также обеспечить неотвратимость наказания за совершенные преступления.

К сожалению, в текущем году не удалось провести два центральных мероприятия КТК, которые должны были быть посвящены именно этим темам. Рассчитываем, что совместный брифинг с Комитетом 1267, посвященный  противодействию финансированию терроризма, и открытое заседание КТК по борьбе с использованием Интернета в террористических целях состоятся сразу после снятия ограничений.

Отмечаем усилия КТИД на аналитическом направлении, в том числе во взаимодействии с Глобальной научно-исследовательской сетью. К примеру, весьма полезной оказалась сводка о влиянии коронавируса на террористическую активность. Упомянутый сегодня совместный доклад о выполнении резолюции СБ 2462, подготовленный КТИД и Мониторинговой группой санкционных комитетов, стал очередным подтверждением высокого экспертного потенциала этих структур.

К сожалению, не по всем тематическим блокам, обсуждавшимся в КТК в последние месяцы, подходы государств-членов столь же близки. В частности, нас беспокоит высокий уровень политизации вопросов защиты прав человека, борьбы с насильственным экстремизмом и ультраправой идеологией, а также проблематики сбора доказательств преступлений террористов в зонах конфликтов. На наш взгляд, на данном этапе было бы полезнее сконцентрироваться на более насущной проблеме репатриации террористов и членов их семей из Сирии и Ирака.

Г-жа Председатель,

Отмечаем работу Комитета СБ 1267/1989/2253 по санкциям в отношении «Исламского государства» и «Аль-Каиды». Он остается одним из самых эффективных механизмов Совета на контртеррористическом направлении. 

Ключевая задача - эффективная имплементация резолюций СБ ООН по антитеррористическому санкционному режиму в отношении ИГИЛ/«Аль-Каиды». Россия придает первостепенное значение выполнению этой цели.

Обращает на себя внимание сохранение терактивности ИГИЛ в Афганистане. Несмотря на имевшие место определенные потери на севере, группировка по-прежнему остается одним из ключевых факторов дестабилизации обстановки в стране. Дополнительную опасность представляет их расширяющаяся идеологическая, пропагандистская и вербовочная деятельность с умелым использованием информационно-коммуникационных технологий. 

На радаре – деятельность иностранных террористов-боевиков в различных регионах мира, включая Афганистан, которые получили боевой опыт в Сирии и Ираке. В этой связи подчеркиваем необходимость продолжать концентрироваться на проблеме ИТБ-фигурантов антитеррористических санкционных списков с целью предупреждения и пресечения их преступной активности.

Поддерживаем эффективную работу Мониторинговой группы, доклады которой являются важным подспорьем в работе Комитета. Призываем государства-члены к тесному взаимодействию с экспертами. Готовы со своей стороны продолжать оказывать экспертам соответствующее содействие. При этом рассчитываем, что доклады Мониторинговой группы будут носить максимально объективный характер и опираться только на проверенные источники информации.

Особое значение приобретают страновые визиты МГ. К сожалению, в условиях пандемии в этом году поездки Группы были отменены. Рассчитываем на их обязательное осуществление, как только позволит эпидемиологическая ситуация. При этом исходим из того, что, как и прежде, приоритетными будут оставаться визиты в страны, находящиеся в состоянии вооруженного противостояния международному терроризму, и государства, вплотную сталкивающиеся с террористическими проявлениями. 

Г-жа Председатель,

Резолюция 1540 остается единственным универсальным международным документом в области нераспространения ОМУ, обязывающим все страны создать эффективные национальные системы контроля в целях предотвращения попадание ОМУ, средств его доставки и относящихся к ним материалов в распоряжение негосударственных субъектов. 

Согласованная работа всех государств-членов – залог успешной реализации резолюции 1540. Россия придает этому вопросу приоритетное значение. Мы заинтересованы в нахождении общих позиций с нашими партнерами в целях продвижения нераспространенческой повестки дня. 

В целом удовлетворены ходом выполнения данного документа и признанием его важности со стороны международного сообщества. Высоко оцениваем усилия Комитета 1540 под председательством Индонезии. 

Приоритетным направлением в работе Комитета 1540 остается оказание техсодействия государствам. Принципиально важно, чтобы Комитет мог эффективно осуществлять функции центрального координатора глобальных усилий по выполнению резолюции, определять цели и приоритеты такой работы. Ценность резолюции 1540 также в том, что она является инструментом сотрудничества. Важно помнить, что, хотя Комитет 1540 и действует на основе Главы VII Устава ООН, в круг его задач не входит принуждение или навязывания «услуг» государствам-членам. Подобная практика может лишь подорвать реализацию резолюции 1540.

Многое еще предстоит сделать чтобы реализовать базовую установку – выполнение резолюции 1540 всеми и в полном объеме. К сожалению, в этом году негативный эффект дали форс-мажорные обстоятельства пандемии, от которых пострадали многие направления нераспространенческой повестки дня. В частности, на 2021 г. перенесен Всеобъемлющий обзор реализации резолюции 1540. Однако мы убеждены, что эти вынужденные паузы не должны подорвать эффективность усилий Комитета. Рассчитываем, что он продолжит работу в динамичном режиме. 

В свете активности в ближневосточном регионе ИГИЛ и других террористических группировок, которые освоили технологии производства химоружия и активно его применяют, необходимы решительные коллективные меры по предотвращению ужасающего феномена химического терроризма. 

Есть реальный риск, что по мере урегулирования ситуации в одной стране террористы, имеющие практический опыт в этой сфере, будут пытаться скрыться в других. «Расползание» этих знаний кроет в себе не меньшую угрозу, нежели само применение данного вида ОМУ. В этом контексте все большую актуальность приобретает инициатива России по разработке и принятию конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма. 

И тогда, возможно, не будет столь безответственных заявлений, которые прозвучали из уст уважаемого представителя США по якобы имевшим случаям применения химических веществ. Вопросы будут решаться в правовой плоскости, а не громкими политическими заявлениями, не имеющими под собой никаких оснований.

Благодарю Вас.