Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление заместителя Постоянного представителя Г.В.Кузьмина на брифинге Совета Безопасности ООН, посвященном девятому докладу Генсекретаря ООН об угрозе международному миру и безопасности со стороны ИГИЛ

Г-н Председатель, 

Признательны за организацию сегодняшнего брифинга. Благодарим г-на Воронкова и г-жу Конинкс за подробный анализ ситуации дел в сфере борьбы с ИГИЛ. 

Центральной темой последних докладов небезосновательно стали фундаментальные изменения ситуации в Сирии, а также трансформация современного международного терроризма на фоне военного разгрома и значительного ослабления позиций ИГИЛ. Решающий вклад в демонтаж этого террористического образования внесла сирийская армия и действующие в САР на законном основании контингенты союзников, включая Российскую Федерацию. 

Разделяем озабоченности Генсекретаря в связи с продолжающимися попытками ИГИЛ плотно обосноваться в других регионах. Очевидны планы игиловцев по укреплению позиций в Афганистане, созданию филиала в Южной Азии, наращиванию присутствия в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поддерживается взаимодействие ИГИЛ с исламистами в Северной и Западной Африке, Европа рассматривается в качестве «театра» для террористических атак.

Наша общая задача – не дать ИГИЛ ни малейшей возможности «поднять голову», накопить силы, перегруппироваться, найти дополнительную идеологическую подпитку, людские ресурсы в различных странах и среди различных слоев населения. В этой связи также следует тщательно следить за попытками определенных сил, которые способствовали взращиванию современных террористических лидеров, переформатировать ИГИЛ, создать на его основе новую, усовершенствованную терорганизацию. Предостерегаем от заигрывания с террористами и их пособниками, от применения к ним «двойных стандартов», вычленения из «плохих» не таких уж «плохих» и даже «хороших» террористов.

Г-н Председатель,

Хотели бы поделиться нашими оценками террористических угроз в ключевых регионах. 

На текущий момент общая численность игиловцев и их сторонников в Сирии составляет около 3 тысяч человек. Кроме того, в САР действует множество других терформирований, наиболее боеспособным из которых остается «Джабхат ан-Нусра», проявляющая особую активность в районе провинции Идлиб. Более 1,5 тысяч боевиков вернулись из зон боевых действий в места постоянного проживания или прибыли под видом временно перемещенных лиц в другие населенные пункты.

В Ираке, несмотря на завершение военной кампании против ИГИЛ и объявление о сокращении численности формирований международной коалиции, сохраняются предпосылки для дальнейшей дестабилизации обстановки. Джихадисты перешли к тактике диверсионно-террористических действий, делая ставку на разжигание суннито-шиитского конфликта в этой стране. В настоящее время боевые подразделения ИГИЛ в Ираке насчитывают до 2 тысяч боевиков из порядка 40 государств, преимущественно из Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии, а также России и стран СНГ. Основные очаги подрывной деятельности ИГИЛ сосредоточены в зоне т.н. суннитского треугольника, а также провинциях Таамим, Дияла и Киркук. Кроме того, опасности подвергается и юго-восточная часть страны, в частности шиитские провинции Вавилон, Васит, Ди Кар, Мейсан и Басра. 

В Ливии ИГИЛ наращивает активность, пользуясь развалом системы госуправления и фактической фрагментацией страны. Группировка укрепляет позиции близ нефтеналивных портов вдоль средиземноморского побережья к востоку от Сирта – т.н. нефтяного полумесяца, а также в городах Триполи, Бенгази и Дерна. Ситуация на юге страны дополнительно осложняется массовым проникновением исламистов из Чада.

В Египте активно действует «Ансар Бейт аль-Макдис» общей численностью до 1,5 тысяч боевиков. Террористы ведут вооруженную борьбу на северо-востоке и юге страны, а также на регулярной основе совершают нападения на подразделения силовых структур.

Отдельное внимание ИГИЛ уделяет развертыванию в Сахаро-сахельской зоне широкой сети террористического подполья, формировании «тыловых баз», проведению регулярных акций устрашения и диверсий в отношении национальных правоохранительных структур, миротворцев ООН и гражданского населения. Наряду с этим боевиками устанавливаются контакты с местными криминальными структурами, контролирующими контрабанду оружия, наркоторговлю и нелегальную миграцию. Опасность также представляют терформирования, заявившие о своем союзе и сотрудничестве с ИГИЛ, в первую очередь «Исламское государство в Западной Африке» и «Исламское государство в Великой Сахаре». В частности, «ИГИЛ в Западной Африке» ведет активные тердействия на стыке границ Камеруна, Нигерии, Нигера и Чада. Численность группировки составляет 3,5 тысячи человек, преимущественно это выходцы из местного населения. «ИГИЛ в Великой Сахаре» насчитывает до 700 человек. Филиал ИГИЛ - «Исламское государство в Сомали» – до 900 человек.

Г-н Председатель,

Игиловцы предпринимают активные шаги по превращению Афганистана в плацдарм для дальнейшего проникновения в другие государства региона. «Костяк» терструктуры составляет не менее 4 тысяч боевиков, сосредоточенных в основном в провинциях Кунар и Нангархар. Кроме того, игиловцы действуют в северных и восточных районах Республики. Укреплению позиций «ИГИЛ-Хорасан» в Афганистане способствует поддержка со стороны «Исламского движения Узбекистан» и «Исламского движения Восточного Туркестана». Ведется активная вербовка среди молодежи, полевых командиров из местных и региональных тергруппировок, в т.ч. из Движения талибов и «Хизб-ут-Тахрир», а также прием боевиков из зон боевых действий на Ближнем Востоке. Наиболее опасная ситуация складывается в приграничных с Таджикистаном и Туркменистаном районах Афганистана, где численность игиловцев составляет порядка 1,3 тыс. человек. При этом лидеры ИГИЛ стремятся расширить присутствие на севере и востоке страны за счет районов, традиционно подконтрольных Движению талибов.

ИГИЛ, к сожалению, по-прежнему получает средства от внешних спонсоров, действующих под прикрытием благотворительных фондов, религиозных организаций и других неправительственных структур.

Г-н Председатель,

В ходе обсуждения 7-го и 8-го докладов Генерального секретаря российская делегация обращала внимание на вопиющие нарушения режима оружейного эмбарго в отношении ИГИЛ. Вопрос по-прежнему открыт и актуален. В обсуждаемом сегодня документе проблематика поставок продукции военного назначения терорганизациям не затрагивается вовсе. Закрывать глаза на столь очевидные пробелы в борьбе с международным терроризмом нельзя. Важно публиковать сведения о всех каналах ресурсной подпитки ИГИЛ и предпринимаемых усилиях по ее пресечению. Пути решения этой проблемы будут предметно обсуждаться на Второй международной конференции «Противодействие незаконным поставкам оружия в контексте борьбы с международным терроризмом», организуемой в Москве 5-6 сентября.

Мы говорим об этом регулярно, однако и сегодня в очередной раз хотел бы подчеркнуть, что для противодействия международному терроризму необходимы коллективные действия международного  сообщества. Следует правильно воспользоваться условиями, складывающимися после ликвидации террористического «плацдарма» на Ближнем Востоке, совместными усилиями пресечь дальнейшее распространение террористической угрозы, предотвратить нарастание напряженности в регионе и урегулировать все имеющиеся проблемы политико-дипломатическими методами на основе международного права и при центральной координирующей роли ООН.

Благодарю Вас, г-н Председатель.