Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление представителя Российской Федерации М.В.Заболоцкой на встрече членов Совета Безопасности по "формуле Арриа", посвященной вопросам борьбы с радикализацией в тюрьмах

Г-н Председатель,

Сегодня мы обсуждаем действительно насущную проблему, стоящую перед государствами. Представленные доклады о борьбе с радикализацией в тюрьмах Бельгии, Индонезии и Сомали подтверждают, что вопросы распространения экстремисткой пропаганды и формирования террористических ячеек в местах лишения свободы могут быть в равной степени актуальны для развивающихся и развитых государств из максимально удаленных друг от друга регионов.

С момента принятия резолюции СБ 2396, сформировавшей комплекс мер противодействия иностранным террористам-боевикам (ИТБ), прошло почти два года. За это время Контртеррористическому комитету Совета удалось значительно продвинуться в разработке механизмов ее применения на практике, прежде всего в контексте обновления Мадридских руководящих принципов по ИТБ. Тем не менее, до сих пор остается открытым вопрос о том, какие методики реабилитации и реинтеграции террористов окажутся наиболее эффективными и жизнеспособными. 

В свою очередь убеждены, что отправной точкой любых усилий на этом направлении должна быть реализация принципов неотвратимости наказания и его соразмерности тяжести совершенных преступлений. Правосудие над террористами при этом должно вершиться в национальных юрисдикциях. К сожалению, некоторые страны, прежде всего европейские, предпочитают самоустраняться от решения проблемы привлечения к ответственности своих граждан, воевавших на  стороне террористов в Сирии и Ираке. Наиболее цинично звучат рассуждения о важности соблюдения правозащитных стандартов в тюрьмах и участия гражданского общества в дерадикализации террористов, когда сами эти террористы находятся за рубежом. С целью воспрепятствовать их возвращению используются механизмы лишения гражданства, аннулирования паспортов, издания приказов о временной изоляции и другие т.н. «административные меры». 

Тем более возмутительно, когда поборники прав человека открещиваются от репатриации ни в чем не виновных детей террористов, мотивируя это потенциальными угрозами национальной безопасности. Видимо, расчет на то, что у властей Сирии и Ирака больше ресурсов для обеспечения безопасности, отправления правосудия и опеки над несовершеннолетними иностранцами? 

Позвольте также очередной раз напомнить, что перевоспитание бывших боевиков должно осуществляться в рамках пенитенциарных учреждений и после выхода заключенных на свободу, но никак не в качестве альтернативы их уголовному преследованию. На государствах лежит ответственность по формированию надежных механизмов отправления правосудия. Разумеется, это не исключает возможности, а в отдельных случаях и необходимости участия социальных работников, психологов и представителей духовенства, в работе с лицами, осужденными за экстремистские и террористические преступления. 

У нас также вызывает беспокойство тот факт, что насущная проблема радикализации в тюрьмах зачастую используется для продвижения политизированной концепции предупреждения т.н. «насильственного экстремизма». Вместо размывания юридической базы антитеррора лучше было бы сфокусироваться на выполнении существующих международно-правовых инструментов по предупреждению терроризма и борьбе с подстрекательством к совершению терактов, прежде всего резолюции СБ 1624.

Г-н Председатель,

У России накоплен значительный опыт противодействия распространению экстремисткой и террористической пропаганды в пенитенциарных учреждениях. Деятельность на этом направлении осуществляется в строгом соответствии с международным правом и национальным законодательством, в том числе в части защиты прав человека, и опирается на Комплексный план противодействия идеологии терроризма на 2019-2023 годы.

Как показывает практика, реальная угроза террористической индоктринации в тюрьмах исходит не только от лиц, отбывающих наказание за совершение преступлений террористической и экстремистской направленности. Так, в российских пенитенциарных учреждениях мы сталкиваемся с проблемой, когда распространением идей радикальных псевдорелигиозных течений занимаются заключенные иностранного происхождения, осужденные за преступления, не связанные с терроризмом и экстремизмом и, таким образом, не сразу попадающие в поле зрения правоохранительных органов как потенциальные вербовщики террористов.

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством в нашей стране проводится работа по недопущению концентрации осужденных за терроризм в отдельных местах лишения свободы. Преступники данной категории содержатся в пенитенциарных учреждениях на общих основаниях. При поступлении осужденного в исправительное учреждение подробно изучается его личность, выявляются и отслеживаются лица, поддерживающие и пропагандирующие идеологию террора. Впоследствии воспитательные и психологические службы разрабатывают планы индивидуальных мероприятий с учетом личностных особенностей преступника и тяжести совершенного деяния. Благодаря слаженной работе соответствующих служб в целом удается своевременно выявлять и пресекать попытки вербовки в террористические и экстремистские организации.

Для реализации прав осужденных на свободу совести и вероисповедания Федеральная служба исполнения наказаний активно сотрудничает с представителями традиционных религиозных конфессий страны. Во всех территориальных органах пенитенциарной системы введены должности помощников начальников по организации работы с верующими, призванных осуществлять профилактическую деятельность. При участии представителей религиозных объединений проводятся беседы с осужденными различных конфессий. Главная цель – подтолкнуть адептов идеологии насилия к сомнению в отношении истинности пропагандируемых ими идей, в том числе основанных на незнании или заведомо ложной трактовке догм вероучения. 

Г-н Председатель,

По линии профильных российских ведомств налажено эффективное взаимодействие с иностранными партнерами по отдельным вопросам противодействия террористическим и экстремистским организациям в местах лишения свободы. Намерены и впредь делиться опытом просветительской, воспитательной и психологической работы в пенитенциарных учреждениях на двусторонней основе и по линии международных организаций, в том числе антитеррористических органов ООН.

Благодарю за внимание.