Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на закрытой видеоконференции членов СБ ООН по «сирийскому химическому досье»

Г-н Председатель,

Хотели бы еще раз озвучить нашу позицию по обсуждаемому вопросу: сирийская военно-химическая программа свернута, объекты по производству химического оружия были уничтожены, а запасы химического оружия – ликвидированы. У Дамаска нет никакого военно-химического потенциала, равно как нет желания и возможности его использовать. Подверждением этому стала и деятельность ОЗХО, которая по итогам многочисленных интрузивных инспекций, осуществлявшихся  с октября 2013 года, не выявила никаких незаявленных запасов химического оружия.

Правительство Сирии продолжает добросовестно взаимодействовать с миссиями ОЗХО, в том числе в рамках проверочных мероприятий, проводимых в соответствовании с положениями КЗХО.

С тех пор как в нарушение Статьи XV КЗХО была учреждена Группа ОЗХО по расследованию и идентификации (ГРИ), у нас не оставалось сомнений, что ее основной целью будет оправдать незаконные акты антисирийской агрессии, произошедшие в апреле 2017 г. и 2018 г. Вышедший недавно доклад ГРИ явно демонстрирует именно такие намерения.

Как и предполагалось, вместо того, чтобы провести скрупулезное расследование, эта группа так называемых экспертов предпочла попросту повторить безосновательные обвинения, ранее озвученные рядом стран. Хотя, учитывая недавние разоблачения относительно «рабочих методов» Технического секретариата ОЗХО, нам не следует удивляться.

Непостижимо, как можно было подготовить доклад без малейшего намека на должное усердие. Считаем необходимым заполнить пробелы, которые оставила ГРИ, причем может показаться, что это сделано умышленно. Мы распространим нашу первичную оценку доклада в ближайшее время. Однако уже сейчас хотелось бы сделать несколько комментариев. Подробности о нашей оценке доклада ГРИ ОЗХО можно будет узнать на официальном сайте Постпредства России.

Во-первых,  авиабаза «Шайрат» была объявленным объектом по производству химического оружия, которое неоднократно инспектировалось ОЗХО. Генеральный директор ОЗХО сертифицировал уничтожение данного объекта в полном соответствии с КЗХО задолго до событий 2017 г.

Во-вторых, сразу после незаконной агрессии 2017 г. под предлогом того, что авиабаза «Шайрат» продолжает ипользоваться как объект для производства химического оружия, 11 апреля 2017 г. Дамаск обратился к Генеральному директору ОЗХО с просьбой направить группу экспертов для проведения комплексной проверки авиабазы без каких-либо временных ограничений, гарантируя полный и беспрепятственный доступ, в том числе с целью забора проб. Предыдущее руководство Технического секретариата пренебрегло своими обязательствами по КЗХО и проигнорировало этот запрос.

В-третьих, 19 апреля 2017 г. Россия и Иран представили проект решения Исполнительного совета ОЗХО, которое бы предписало Генеральному директору ОЗХО провести инспекцию авиабазы «Шайрат». Инициатива не получила развития, так как всем известные страны и их приспешники проголосовали  против. Очевидно, сделано это было с тем, чтобы заблокировать адекватное расследование по выдвинутым ими же обвинениям.

Все это произошло не позднее чем через месяц после инцидентов в Аль-Латамне и Хан-Шейхуне. В тот момент проверка  авиабазы «Шайрат» могла бы дать однозначный ответ на все обвинения. Несмотря на очевидную значимость этих фактов, ГРИ не только не приняла их во внимание, ошибочно возложив вину на сирийское правительство, но и не упомянула их в своем докладе.

Доклад ГРИ самым тщательным образом изучается нашими экспертами. Однако уже сейчас можно констатировать, что разницы с порочными принципами работы Миссии ОЗХО по установлению фактов применения химического оружия в Сирии (МУФС) и бывшего Совместного ОЗХО-ООН механизма расследований (СМР) не наблюдается. В  ГРИ они остались теми же: материалы и свидетельства собираются дистанционным путем в основном от оппозиционных правительству Сирии групп; сведения официального Дамаска о химпреступлениях оппозиции игнорируются; расследования проводятся с грубыми нарушениями положений КЗХО, без соблюдения ключевого принципа последовательности действий при обеспечении сохранности вещественных доказательств (т.н. «chain of custody»), который, среди прочего, требует их сбора исключительно специалистами ОЗХО непосредственно на месте происшествия; отсутствуют должные критерии отбора свидетелей и оценки приемлемости их показаний.

В заключение хотелось бы сказать, что, учитывая предвзятый характер доклада ГРИ, нелигитимность самого механизма, известные порочные практики в работе Технического секретариата ОЗХО и желание определенных стран скрыть имеющуюся у них информацию относительно так называемых незаявленных объектов по производству химоружия и запасов такого оружия в Сирии, мы продолжим исходить из оценки, которая была приведена в начале выступления.

Благодарю Вас.