Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи в ходе видеоконференции членов СБ ООН по гуманитарной ситуации в Сирии

Г-н Председатель,

Благодарим Рамеша Раджасингхама за обзор гуманитарной обстановки в Сирии и информацию о переформатировании трансграничного механизма оказания гуманитарной помощи на северо-запад страны, где действует КПП «Баб Аль-Хава». Несмотря на некоторый пессимизм наших коллег, первый конвой в район, который ранее обеспечивал КПП «Баб Ас-Салам», успешно стартовал 28 июля. Не сомневаемся, что, как только логистика будет отлажена, ООН сможет увеличить потенциальный объем поставок.

Г-н Председатель,

В новом двухмесячном докладе Генерального секретаря упоминается, что гуманитарщики «на земле» столкнулись с рядом проблем при получении необходимых разрешений на пропуск конвоев, причиной которым стали «различные стороны». В этой связи у нас возникает еще больше вопросов о природе, охвате и общей целесообразности Декларации о приверженности соблюдению международного гуманитарного права и оказанию гуманитарной помощи, которую ряд вооруженных групп в Идлибе подписали под эгидой УКГВ. Это свидетельствует о том, что выстраивание диалога с террористами – ошибочный подход.

На этом фоне мы приветствуем тот факт, что в июне-июле изнутри Сирии было направлено больше ооновских миссий, чем в апреле-мае. Призываем ООН и дальше наращивать сотрудничество с Дамаском и организовать совместный конвой ООН, Сирийского Общества Красного Полумесяца (СОКП) и МККК в анклав (города Аттареб и Дарет-Изза). Соответствующие договоренности с сирийскими властями были достигнуты еще в апреле. 28 июля через линию соприкосновения была направлена первая совместная миссия ООН и СОКП. Это говорит о том, что откладывать направление трехстороннего конвоя под предлогом коронавируса больше нельзя. Необходимо поощрять операции через линии соприкосновения, потому что только так можно оказать гуманитарное содействие в полном соответствии с международным гуманитарным правом и ооновскими принципами оказания гумпомощи. Этот вариант должен стать естественным и единственно возможным.

Г-н Председатель,

Обеспокоены ситуацией с перебоями водоснабжения на водонапорной станции «Аллюк». Это основной источник воды не только для сирийцев, проживающих в провинции Хасеке, но и для уязвимого населения лагерей «Аль-Холь» и «Ариша». Все они вот уже две недели как лишены доступа к воде. Призываем тех, кто де-факто контролирует северо-восток Сирии, максимально оперативно обеспечить все условия, необходимые для нормального функционирования станции «Аллюк», чтобы у людей, в особенности у детей, снова был доступ к воде.  

Отмечаем, что в докладе Генсекретаря упоминается распределение 85 тонн медицинских грузов по линии ВОЗ, которые прибыли из Эрбиля в июне. Также обратили внимание, что 52% из них были распределены преимущественно среди 16 госпиталей, находящихся за пределами подконтрольной Правительству территории на северо-востоке. Это говорит о полной необоснованности обвинений, звучащих из уст наших западных коллег в адрес Правительства Сирии касательно злоупотребления и незаконного присвоения им гуманитарной помощи.

Г-н Председатель,

Помимо проблем, упомянутых в докладе Генсекретаря, не можем не отметить еще две, с которыми сирийцы вынуждены сталкиваться изо дня в день.

Прежде всего, речь идет об экологической проблеме на северо-востоке страны. Она остается нерешенной и продолжает усугубляться. Очевидны плачевные последствия незаконной добычи нефти как для окружающей среды, так и для здоровья людей. Недавние попытки США наскоро прикрыть настоящую антропогенную катастрофу, подписав сомнительный договор с местными властями, никак не помогут тысячам человек, в особенности детям, уже пострадавшим от загрязнения окружающей среды.

Во-вторых, восстановление освобожденных от террористических элементов частей Сирии потребует существенных усилий и ресурсов. Выполнять эту задачу приходится в условиях западных санкций, которые подрывают реабилитацию сирийской экономики в целом и препятствуют восстановлению базовой социальной инфраструктуры, столь необходимой простым гражданам. Санкции не только осложняют усилия сирийского правительства по налаживанию деловых отношений с международными партнерами, но и чинят препятствия работе гуманитарщиков «на земле» - при транспортировке гумпомощи внутри страны. Одна из ключевых проблем – закупка бензина для фур с гуманитарными грузами, так как весь сирийский нефтегазовый сектор находится под действием «Акта Цезаря», из которого существует лишь одно исключение – уже ставшая хорошо известной компания “Delta Crescent Energy LLC”, которая имеет дело с сирийскими нефтяными месторождениями, находящимися под контролем США.

Г-н Председатель,

Как только мы затрагиваем эту тему, наши западные коллеги ссылаются на гуманитарные изъятия из санкционных режимов. Однако жизнь и практика уже доказали их неправоту. Звучит все больше и больше голосов, обличающих эти бесчеловечные поступки. Среди них и официальные лица ООН: 7 августа Спецдокладчик ООН по негативному влиянию односторонних принудительных мер на соблюдение прав человека, совместно с другими ооновскими представителями вновь привлекли внимание к тому факту, что «гуманитарные изъятия из санкций не работают, а сами санкции несут затронутым странам страдания и смерть».  

Международные журналисты также обнаруживают все больше тревожных фактов о негативном влиянии санкций. Все чаще выходят разоблачающие статьи. Из недавних можно привести оценки британского издания «The Lancet», имеющего 197-летнюю историю. Статья называется «Руководство ЕС затрудняет гуманитарную деятельность по предотвращению COVID-19 в Сирии», я процитирую всего одну выдержку из нее.

«Сирийская система здравоохранения, и без того раздробленная за годы конфликта, продолжает рушиться под действием санкций. Сирии не хватает широкого сотрудничества, нацеленного на эффективное снабжение страны медикаментами и оборудованием для борьбы с коронавирусом. Отдельно взятые партнерства и мандаты, выданные НПО и некоторым ооновским агентствам зарубежными правительствами, лишь усугубляют фрагментацию любой действующей стратегии в сфере здравоохранения, так как они не берут в расчет сирийский Минздрав, который во взаимодействии с ВОЗ координирует меры реагирования на пандемию».

Британская НПО «Humanitarian Aid Relief Trust» («Объединение в поддержку гуманитарного содействия»), во главе которой стоит действующий член Палаты лордов Великобритании баронесса Кэролайн Кокс, также указывает на эти обстоятельства. Обе статьи подчеркивают, что санкции рушат сирийское здравоохранение и подрывают права человека, в них также говорится о несостоятельности гуманитарных изъятий.  

Неприятие любых односторонних санкций было выражено в совместном заявлении Ирана, России и Турции, принятом по итогам консультаций «на полях» третьего заседания Конституционного Комитета 25 августа 2020 г. Вновь призываю наших коллег по Совету Безопасности прислушаться к гумработникам в Сирии и пересмотреть свой подход к оказанию гумпомощи и постконфликтному восстановлению Сирии. Несмотря на попытки оправдать санкции, лицемерие и двойные стандарты становятся все очевиднее как для самих сирийцев, так и для международного сообщества.

Благодарю Вас.