Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи в ходе видеоконференции членов СБ ООН по Сирии

Г-н Председатель,

Благодарим спецпосланника Г.Педерсена за брифинг.

Приветствуем проведение в прошлом месяце в Женеве третьего раунда редакционной комиссии сирийского Конституционного комитета. Главным итогом, который можно записать в актив ооновских усилий по сирийскому урегулированию, ведомых спецпосланником, а также всех международных игроков, искренне заинтересованных в стабилизации в САР, стал конструктивный настрой сирийских делегаций. Они проявили готовность к продолжению совместной работы по поиску и выработке общих знаменателей и принципов при обсуждении будущего своей страны.

Высоко оцениваем уровень подготовки мероприятия в условиях коронавирусных ограничений. При этом важно учитывать фактор обеспечения безопасности и здоровья как самих сирийских делегатов, так и команды Г.Педерсена и принимающей стороны при планировании следующих раундов. Исходим из того, что сирийцы сами при помощи спецпосланника договорятся о повестке и сроках следующих встреч. Важно дать им возможность самим вести этот политический процесс без внешнего вмешательства. У работы Конституционного комитета нет и не должно быть навязанных временных ограничений. Она не должна искусственно «подгоняться» под какие-либо события, в том числе под электоральный процесс в Сирии, который является внутренним делом этой страны.

С удовлетворением отмечаем состоявшуюся «на полях» межсирийского диалога в Женеве встречу гарантов Астанинского формата – России, Турции и Ирана. Она оказалась символичной, ведь благодаря нашему эффективному трехстороннему взаимодействию, а также на основе решения Конгресса сирийского национального диалога в Сочи в 2018 г. и был сформирован Конституционный комитет. «Астанинцы» также провели встречи с сирийскими делегатами и Г.Педерсеном. Принято совместное трехстороннее заявление, которое мы распространили в качестве официального документа СБ ООН. Его ключевыми элементами стали подтверждение приверженности суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирии, решимость противостоять террористической угрозе, неприятие незаконного захвата нефтяных месторождений, осуждение односторонних санкций, подрывающих социально-экнономическую ситуацию в стране, необходимость увеличения гуманитарной помощи всем сирийцам без политизации и дискриминации. Россия продолжит оказывать Спецпосланнику и сирийцам необходимую поддержку, в том числе в рамках Астанинского формата.

 Что касается ситуации «на земле», то ее можно охарактеризовать как в целом спокойную. Зоной нестабильности остается Идлиб, контролируемый террористами Хейят Тахрир Аш-Шам, и территории на северо-востоке. В Идлибской зоне деэскалации боевики саботируют работу российских и турецких патрулей. Продолжаются обстрелы позиций правительственных войск и близлежащих населенных пунктов, гибнут мирные люди. Террористы продолжают вылазки и атаки и в других районах Сирии. Всем нападениям боевиков будет даваться твердый отпор. Очевидно, что достижение прочной стабилизации в Идлибе и других сирийских провинциях возможно только при нейтрализации террористов ИГИЛ, «Хейят Тахрир Аш-Шам» и их подопечных и при остановке подпитки радикалов из-за рубежа.

Г-н Председатель,

Выполнение резолюции СБ 2254, о приверженности которой высказываются все члены Совета, предусматривает уважение суверенитета и территориальной целостности Сирии. Мы призываем коллег не быть избирательными в этой связи. Незаконная оккупация США части сирийской территории, проводимый курс на обособление курдских районов от других частей Сирии ведут к этно-конфессиональной розни и способствуют затягиванию политического урегулирования в САР.

Разграбление нефтяных ресурсов, под обеспечение которых принимаются изъятия из санкций, сами эти незаконные односторонние санкции, являющиеся инструментом коллективного наказания и преследующие цель разжигания социального недовольства, также отдаляют тех, кто хочет мира в Сирии, от достижения этой цели. Недавно мы услышали о планах ликвидировать главу суверенного государства – Президента Б.Асада. Что это, если не политика, направленная на смену режима? Мы призываем всех тех, кто в первых рядах говорит о соблюдении международного права, отказаться от такой линии и любых намерений по осуществлению политических покушений и вмешательству во внутренние дела суверенных государств военными или экономическими методами – даже если эти государства им неугодны.

Вот уже долгое время от наших западных коллег слышим призывы установить режим прекращения огня в Сирии. В этой связи хотели бы поинтересоваться, что именно они имеют в виду. Во-первых, боевых действий в стране не ведется, так кто должен подписать такое соглашение? Если вы обратите внимание на информацию, поступающую из Сирии, в том числе по линии ООН, то увидите, что насилие в этой стране провоцируют только террористы. Может быть, это с ними следует подписать такую договоренность? Узаконить их? Мы также наблюдаем атаки израильской авиации в САР. В этой связи призываем западных коллег перестать эксплуатировать такие призывы и повлиять на тех, кто действительно продолжает вести войну в Сирии.

Осложняют стабилизацию в стране и односторонние санкции, «удушающие» сирийскую экономику и увеличивающие страдания простых сирийцев. Гуманитарные изъятия не работают по утверждениям самих же гуманитарных НПО. Генсекретарь ООН призвал к снятию санкций, профильные ооновские структуры говорят о вреде санкций, об этом пишут гуманитарные НПО и западные журналисты. Односторонние санкции препятствуют также возвращению беженцев, так как они препятствуют усилиям сирийских властей по восстановлению жилых домой и инфраструктуры на благо людей. Сирийское правительство готово принять своих граждан, бежавших от войны, обратно. Заинтересованы в этом и соседние страны. Резолюция СБ 2254, кстати, предусматривает возвращение беженцев и реабилитацию в этих целях затронутых конфликтом районов Сирии.

В этой связи у нас вызывает разочарование, что в ходе профильных заседаний СБ по Сирии, в первую очередь по гуманитарной ситуации, ооновских оценок введения санкций, в том числе для борьбы с коронавирусом, мы не слышим. Как не слышим и анализа экологических угроз для Сирии и Ирака в свете варварской добычи нефти в Заевфратье.

Благодарю Вас.