Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Заявление по мотивам голосования по проекту резолюции СБ ООН по механизму поставок трансграничной гумпомощи в Сирию

Г-н Председатель,

Российская Федерация вновь была вынуждена проголосовать «против» проекта резолюции СБ ООН по продлению трансграничного механизма оказания гуманитарной помощи Сирии, представленного делегациями Бельгии и Германии.

Новый проект, по сути, не отличается от старого – в нем прослеживается все тот же односторонний подход и полная оторванность от реалий «на земле».

Мы не должны забывать, что механизм создавался в 2014 г. как срочная и временная, исключительная мера. Не вызывает сомнений, что она противоречит принципам международного гуманитарного права и подрывает сирийский суверенитет. На том этапе механизм стал компромиссом для решения проблем внутри раздираемой конфликтом страны и облегчения участи нуждающихся в помощи людей. Мы неоднократно указывали на неполадки в работе системы мониторинга этого механизма, включая проблемы с отчетностью. Они по-прежнему не решены. С учетом этого, наша позиция по трансграничному механизму всегда была весьма прозрачной – постепенное закрытие КПП и сворачивание всего механизма по мере того, как это будет позволять ситуации в стране.

Закрытие «Яарубии» в январе 2020 года послужило стимулом для укрепления сотрудничества между ООН и Правительством Сирии. Благодаря этому по линии ВОЗ удалось направить 4 «дорожных» конвоя на северо-восток. Последний из них, направленный 4 июля с.г., доставил 85 тонн медицинских препаратов из Дамаска в провинцию Хасака. Объем необходимых медицинских материалов, доставленных на северо-восток только с этими конвоями, превышает объем помощи, доставленный в этот регион всеми другими способами, в т.ч. через некогда открытую «Яарубию».

Вот что нужно продвигать и поддерживать, вместо того, чтобы вечно полагаться на временные чрезвычайные механизмы.

Нельзя обойти вниманием и негативное влияние санкционных режимов в отношении сирийского народа и подконтрольных Правительству Сирии территорий. В последнее время эти рестрикции только ужесточились. Это демонстрирует полное пренебрежение призывом Генерального секретаря ООН к снятию односторонних принудительных мер в контексте пандемии COVID-19. Увеличивающийся дефицит продовольствия, медикаментов, товаров первой необходимости, а также рост инфляции – вот прямые последствия такого подхода. Однако еще более важно, что де-факто перестали работать санкционные гумизъятия. Гумперсонал в Сирии в частных беседах признает это, однако предпочитают не говорить об этом открыто, опасаясь последствий.

В то же самое время, неподконтрольные сирийским властям территории в полной мере наслаждаются «свободным от санкций» режимом. Такой подход ведет к дальнейшей изоляции этих территорий от Дамаска, включая их экономическое отчуждение (местные власти в Идлибе и в Заевфратье начали использовать другие валюты вместо сирийского фунта). Это неизбежно ведет к разрыву внутренних связей и цепей поставок.

Необходимо снять односторонние санкции и встроить оказание международной гуманитарной помощи Сирии в общепризнанные рамки, основанные на ключевых принципах оказания такого содействия, которые зафиксированы в резолюции 46/182 ГА ООН.

Если нам всем важно продлить поставки гуманитарной помощи в Идлиб посредством трансграничного механизма еще на один год, призываем поддержать новый представленный Россией проект резолюции СБ ООН. Целый год бесперебойного функционирования трансграничного механизма, учитывая текущую эпидемиологическую обстановку, сможет гарантировать обеспечение жителей северо-запада Сирии необходимой помощью.