Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности по Сирии

Г-н Председатель,

Признательны Исполдиректору ЮНИСЕФ г-же Х.Фор и помощнику Генсекретаря по гуманитарным вопросам У.Мюллер за выступления. Г-жа Мюллер действительно многое сделала на своём посту, в особенности в том, что касается освещения так называемых «забытых кризисов», и в целом проявила себя как талантливый и принципиальный гуманитарщик. Благодарим Вас за работу.

Поскольку заседания Совета проходят с регулярной периодичностью – возможно, даже, с чересчур регулярной – многие из членов Совета, как я полагаю, уже могут писать друг для друга выступления. Мы, к примеру, наперед знаем, что скажут коллеги из «тройки» и гуманитарные пенхолдеры. Мы эти тезисы слышали уже не раз. Коллеги наши ответные ремарки себе тоже в целом представляют – правда, предпочитают их не замечать. Так удобнее.

Но я предлагаю сегодня немного отойти от стандартного формата и вместо препирательств сфокусироваться на двух недавних докладах Генсекретаря – по проработке альтернатив сирийско-иракского погранперехода «Яарубия», ранее закрытого по решению Совета, и по гуманитарному положению в Сирии. 

В этих докладах достаточно много тревожных моментов, по которым мы солидарно с коллегами из ООН выражаем беспокойство. Среди них – гуманитарное положение в Идлибе. Убеждены, что это ненормальная ситуация, когда в зоне масштабной гуманитарной операции с бюджетом в сотни миллионов долларов люди по нескольку дней, а то и недель, вынуждены ночевать под открытым небом. Считаем, что подобное развитие можно было спрогнозировать и заранее к нему подготовиться, тем более с учетом угроз, связанных с зимним периодом. Препятствий в доставке гуманитарных грузов в Идлиб турецкая сторона не создает, в средствах гуманитарщики тоже не стеснены – так почему эта проблема до сих пор не решена?

Кроме того, из сообщений гуманитарных НПО мы знаем, что среди временно перемещенных лиц есть погибшие от воспламенения обогревателей во временно установленных палатках. Эти причины, а не обморожения, как пытаются представить многие коллеги, как мы понимаем, и составили основную массу пострадавших. Считаем, что гуманитарщики и компании-поставщики должны отреагировать на эти инциденты и избежать их повторения в дальнейшем.

Теперь давайте вернемся к докладам Генсекретаря. В ходе предыдущих заседаний коллеги из других делегаций неоднократно упрекали нас в том, что российская позиция, как они выражались, никогда не подкреплена фактами и что мы с ней стоим в Совете чуть ли не особняком. Сегодня настал подходящий момент, чтобы представить факты.

Первое. Как мы отмечали, единственным долгосрочным решением проблемы Идлиба, да и, откровенно говоря, всей Сирии, станет окончательное и бесповоротное изгнание из этой страны террористов. Не надо нам говорить, что мы преувеличиваем проблему и обелять «Хейят Тахрир аш-Шам».

Доклад Генсекретаря (номер S/2020/141) внятно разъясняет, с кем некоторые члены Совета пытаются заигрывать – я цитирую документ: «убийства, похищения, задержания, пытки, публичные казни мирных жителей, журналистов, общественных деятелей и медработников, запреты на публичные собрания и препятствование выходу гражданских лиц в безопасные зоны». Это параграф 15. 

К вопросу о количестве мирных жителей и боевиков – даже если боевиков, по вашим утверждениям, немного, они, тем не менее, всё равно способны творить свои бесчинства в масштабе целой провинции. Следовательно, их количество в принципе не имеет значения, поэтому мы не принимаем этот аргумент.

Второе. Нам из заседания в заседание повторяют, что Дамаск некооперабелен. Цель понятна – создать иллюзию, что прогресса с гумдоступом нет, из чего вывести излюбленный тезис: правительство недоговороспособно. Вот и сегодня мы это слышим. А тем временем сирийцы довели число разрешений на гумоперации до 600 в месяц. В стране зарегистрированы и работают все агентства ООН и 28 международных НПО. Это тоже есть в докладе (п.38). 

Более того, «львиная доля» упомянутых выше разрешений – а точнее 95% – это так называемые «blanket approvals», дающие гуманитарщикам гибкость по сравнению с другими формами согласований. Они в принципе не ограничивают число гуманитарных миссий в разрешенные районы, поэтому особо ценятся гумсообществом. И таких разрешений, повторюсь, за два последних месяца сирийская сторона выдала 1193 (п.32), число охваченных помощью – 4,4 млн.чел, всего за два месяца. Напомню, что согласно п.31 доклада персонал ООН в стране насчитывает 1700 человек – и это только сотрудники Всемирной Организации, не считая местный персонал и персонал гуманитарных партнеров, которых еще больше. Они же все как-то попали в Сирию – значит, им выдали визы, и они там работают. Сегодня это практически игнорировалось. У нас такое впечатление, что некоторые наши коллеги не читают доклады Генсекретаря.

Мы не пытаемся говорить, что проблем нет. Они есть, и в докладе этому также уделено внимание. Просто мы просим не красить все в белое и черное, не замалчивать другую сторону вопроса и не нагнетать политическое давление. И не спешите хоронить астанинский формат.

Как и многие другие страны, мы работаем с сирийской стороной над решением существующих сложностей. В стране идёт война с террористами, ряд природных ресурсов отрезан, производственные цепочки нарушены, а незаконные односторонние санкции направлены именно на подрыв эффективности госуправления. В стране действуют активные террористические ячейки, не гнушающиеся использованием гуманитарного фактора в своей грязной информационной и вооруженной борьбе. Это касается и сообщений о бомбардировках школ и больниц. ООН «на земле» в Идлибе нет. А для подтверждения таких бомбардировок достаточно двух телефонных звонков. Мы не раз разоблачали «фейки» на основании такой достоверной информации.  Сегодня наши американские коллеги говорили о бомбардировках в лагерях внутри перемещенных лиц.  Как сказано в докладе г-жи Мюллер, за это время был зафиксирован только один обстрел лагерей внутри перемещенных лиц – лагеря в Данаа, и это были не бомбардировки, а артобстрел. Выражайтесь яснее, пожалуйста.

Третье. Коль скоро вышел доклад Генскретаря по альтернативам ирако-сирийского КПП «Яарубия», давайте и здесь внесем некоторую ясность и дадим альтернативную точку зрения. Разумеется, со ссылками на текст доклада.

Напомню, вся информационная кампания по отстаиванию данного погранперехода служила одной цели – не допустить каких-либо изменений в трансграничный механизм. Поскольку он всегда подавался как юридический прецедент в контексте международного гуманитарного права, коллеги из года в год отстаивали его в неизменном виде, мы эти соображения понимали. Но не разделяли.

 Аргументация конкретно по «Яарубии», напомню, строилась вокруг двух тезисов: «альтернатив «Яарубии» нет» и «добраться на северо-восток Сирии из Дамаска можно только из Ирака». Все другие точки зрения назывались вздором, включая российскую и сирийскую.

Давайте теперь откроем доклад (s/2020/139). Факт первый – кроме некоторых медицинских предметов, все грузы – повторяю – все, то есть продовольствие, оборудование, средства гигиены –доставлялись в Заевфратье из Сирии, а не из Ирака (п.12,13 и 41 доклада). И до сих пор доставляются – 18 февраля из Дамаска в Камышлы прошел конвой ЮНФПА (п.40). Ранее тот же маршрут преодолела ВПП. 

Далее. «Безальтернативность «Яарубии». Вся заключительная оперативная часть доклада как раз содержит эти самые альтернативы, главная и наиболее осуществимая из которых – получение разрешения Дамаска на единственный тип гуманитарного груза, не охваченный регулярными поставками с территории Сирии. Это медикаменты. 

На прошлом заседании я показывал вам сирийскую ноту резиденту-координатору ООН с разрешением на завоз зависшей в Ираке партии через южный погранпереход. Дамаск выдал его за один день. Не получилось по соображениям безопасности. Мы это понимаем.

Вчера правительство дало согласие на доставку медикаментов со складов в Дамаске на северо-восток страны. Февральский конвой ЮНФПА, на который я уже ссылался, преодолел этот маршрут за четыре с половиной дня. С точки зрения безопасности он приемлемый, раз Департамент безопасности ООН (UNDSS) его согласовал. Во многом для этого сирийские войска и освобождают ключевую трассу Дамаск-Алеппо. Я полагаю, что если моему коллеге постпреду Сирии Башару Джаафари не будут ограничивать время выступления, а также игнорировать его слова, то он сможет объяснить присутствующим, какие усилия законное сирийское правительство предпринимает в гуманитарной сфере в условиях, когда западное сообщество «душит» его санкциями. 

Опроверг доклад и стенания некоторых членов Совбеза об острой нехватке медикаментов в северо-восточных провинциях Сирии. Пункт 5 доклада говорит об обратном – запасов в клиниках хватит до мая. Единственное, с чем может возникнуть нехватка до этого времени, это репродуктивное здоровье, но и здесь у нас есть еще месяц, как указано в том же пункте. 

Напомню, что если ситуация будет критической, то сирийская сторона уже согласилась на разовую доставку воздухом груза из иракского Эрбиля. Это разрешение есть в той же ноте. 

Поэтому, как бы ни старались некоторые члены Совета драматизировать, прогресс налицо. Генсекретарь это признал. Он также призвал все стороны оказывать содействие этому вопросу вплоть до успешной доставки медикаментов в клиники. Мы со своей стороны готовы продолжать содействовать этому процессу и призываем к этому всех остальных. В очередной раз напоминаем: чем спокойнее, взвешеннее и профессиональнее подходить к этому вопросу, тем больше шансов на его успешное разрешение. Итог работы последних дней это только подтвердил.

Благодарю за внимание.