Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление Постоянного представителя В.А.Небензи на заседании Совета Безопасности по Сирии

Г-н Председатель,

Благодарим Помощников Генсекретаря Халеда Хияри и Урсулу Мюллер за брифинг. Признательны Директору Службы ООН по вопросам разминирования Агнес Маркайю за доклад по ведущейся в Сирии соответствующей работе по этому вопросу.

22 октбября был подписан Меморандум о взаимопонимании между Российской Федерацией и Турецкой Республикой по ситуации на северо-востоке Сирии от 22 октября. Его содержание уже известно, мы с турецкими коллегами его уже распространили, тем не менее хотели бы выделить ключевые положения, которые призваны стабилизировать обстановку.

При его заключении мы исходили из того, что защищать «линию спокойствия» сирийцы и турки как соседи должны сообща и с учетом интересов друг друга. Отмечаем, что наши иранские партнеры приветствовали эти договорённости, впрочем как и сирийские.

Как мы неоднократно говорили, мы с пониманием относимся к стремлению Турции предпринять шаги, направленные на обеспечение своей национальной безопасности. Важно понимать, что проблема северо-востока Сирии возникла не вчера и сегодня. Причина дестабилизации в Заевфратье заключается в незаконной оккупации данного района и опасном эксперименте демографического инжиниринга, который там ставился в попытке противопоставления курдского и арабского населения.

В российско-турецком меморандуме, который имеет ключевое значение для стабилизации в Сирии, в том числе в гуманитарной сфере, которую мы сегодня обсуждаем, предельно ясно подтверждается уважение суверенитета и территориальной целостности Сирии, неприятие любых сепаратистских тенденций на ее территории. Были достигнуты договоренности о прекращении активной военной фазы турецкой операции и размещении сирийских пограничников на границе с Турцией. Мы давно подчеркивали, что решение вопроса с устремлениями курдов, являющихся неотъемлемой частью многонационального сирийского общества, невозможно без восстановления контроля Правительства САР над всей национальной территорией и границей. Готовы и далее помогать сирийским властям и курдам в выстраивании широкого диалога по насущным вопросам.

При этом мы, в соответствии с меморандумом, а также по согласованию с Дамаском, будем содействовать осуществлению Адáнского соглашения в современных условиях в интересах урегулирования озабоченностей обеих стран – Турции и Сирии – в сфере приграничной безопасности. Военная полиция России уже прибыла на сирийскую сторону границы с Турцией. После вывода оттуда курдских отрядов самообороны в соответствии с установленным графиком мы начнем совместно с турецкими подразделениями патрулирование десятикилометровой зоны.

Исходим из того, что эвентуально Сирия должна быть освобождена от незаконного иностранного военного присутствия. Повторю: достичь прочной и долгосрочной стабилизации и решения гуманитарных проблем в Сирии в целом можно только при условии соблюдения суверенитета и территориальной целостности этой страны.

Разделяем высказанные опасения относительно роста террористической угрозы. Еще одним немаловажным элементом меморандума является продолжение борьбы с терроризмом и предотвращение того, чтобы нынешней ситуацией воспользовались террористы как активизируя свои преступные атаки, так и способствуя бегству тех, кто содержался в тюрьмах на северо-востоке САР. Призываем тех, кто содержал и создавал эти тюрьмы, не перекладывать на других ответственность за то, чтобы джихадисты всех мастей не разбежались по всему региону. 

При этом предостерегаем от деления террористов на «хороших и плохих». Как бы ни назывались эти группировки – ИГИЛ, «Джабхат Ан-Нусра», «Хейят Тахрир Аш-Шам» и т.д. – все они проповедуют идеологию террора, убийств и насилия. Еще раз предостерегаем от заигрывания с теми или иными джихадистами в конъюнктурных целях, обеспечивая им политическое прикрытие, финансовую и материальную поддержку или, что еще хуже, выставляя их в качестве «умеренных радикалов». Такие попытки мы видим, например, в Идлибе, и будем их пресекать.  Касаясь упомянутой Идлибской зоны деэскалации, отмечаем, что там сохраняется неспокойная обстановка. Введённый 31 августа «режим тишины» держится, но боевики продолжают его регулярно нарушать и обстреливать позиции сирийских правительственных войск. Страдают гражданское население и инфраструктура, гибнут сирийские военнослужащие, растет недовольство мирных жителей, которые протестуют против засилья боевиков, против принудительной мобилизации, ухудшения гуманитарной обстановки, блокирования под угрозой расстрела выхода из зоны деэскалации. Экстремисты жестко разгоняют мирные демонстрации, открывают огонь по митингующим. Очевидно, что обстановка внутри Идлиба будет только накаляться и ухудшаться, пока зону деэскалации контролируют террористы. 

Как страны-гаранты «Астанинского процесса» Россия и Турция подтвердили настрой на продолжение поиска совместно с Ираном политического решения сирийского конфликта. Мы будем поддерживать деятельность Конституционного комитета, над созданием которого «астанинцы» кропотливо работали в течение последнего времени. Исходим из того, что ситуация «на земле» не должна препятствовать долгожданному запуску Комитета при содействии ООН уже на следующей неделе.

В российско-турецком меморандуме зафиксирована также необходимость решения проблемы беженцев. Россия вместе с Правительством САР предпринимает меры по созданию для возвращения беженцев и внутренне перемещенных лиц. Уже сотни тысяч сирийцев вернулись к своим очагам. Призываем международные организации, в том числе Управление ООН по делам беженцев и другие гуманитарные структуры к активизации работы по обустройству мест для возвращения беженцев. К сожалению, зачастую эта деятельность искусственно тормозится. 

Г-н Председатель,

При содействии российского Центра по примирению враждующих сторон и Правительства Сирии совместно с ООН и Международным Комитетом Красного Креста продолжаются усилия по расселению лагеря «Рукбан». Рассчитываем, что в ближайшее время проблема находящихся там беженцев и ВПЛ будет решена. 

Что касается лагеря «Аль-Хоул», то там обстановка по-настоящему катастрофическая в связи с ограничением доступа гуманитарных агентств и дефицитом финансирования. Все усугубилось и в связи с перемещением туда значительного числа беженцев из других лагерей на северо-востоке. Половина находящихся там людей – женщины и дети. Известно, что там сидят джихадисты, что там распространяется джихадистская идеология. Уже давно пора подумать о передаче всех незаконно занимаемых территорий сирийским властям. Это поспособствует решению проблемы ВПЛ. 

Как отмечала уважаемая г-жа Агнес Маркайю, актуальной остается и проблема разминирования. Приветствуем начало работы по проектам Службы ООН в Сирии. Россия вовлечена в работу по разминированию в САР как в национальном качестве, так и через взнос в Службу. В этой связи призываем все страны, искренне заинтересованные в гуманитарном благополучии Сирии подключиться к этой работе, а также к усилиям и на других гуманитарных направлениях и оказанию всем сирийцам гумсодействия без дискриминации, политизации и предварительных условий. Это включает в себя не только проекты по постконфликтному восстановлению страны, но и, что немаловажно,  снятие односторонних санкций в интересах нормализации жизни сирийцев.

Благодарю Вас.