Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Постоянное представительство Российской Федерации при ООН

Выступление и ответное слово Первого заместителя Постоянного представителя Д.А.Полянского на брифинге СБ ООН по Сирии

Г-жа Председатель,

Прежде всего, хотелось бы поблагодарить заместителя Генерального секретаря Марка Лоукока за содержательный и полезный брифинг.

Согласны с тем, что наиболее сложная гуманитарная и военная обстановка по-прежнему наблюдается на неподконтрольных Правительству САР территориях на восточном берегу р.Евфрат, в Идлибской зоне деэскалации и в оккупированной США зоне вокруг Ат-Танфа.

В выступлениях наших уважаемых коллег мы услышали много справедливых критических оценок ситуации на северо-востоке Сирии. Хотели бы напомнить, что проблема северо-востока этой страны возникла не сегодня, ее творцы – не сирийское правительство, Россия или Турция. Коренная причина дестабилизации в Заевфратье в значительной степени заключается в незаконной оккупации данного района и опасном эксперименте демографического инжиниринга, который там ставился «в пику» сирийскому правительству. Достичь прочной и долгосрочной стабилизации в САР в целом можно только при условии соблюдения суверенитета и территориальной целостности этой страны. Сирия должна быть немедленно освобождена от незаконного иностранного военного присутствия. Даже если «на кону» такой важный для наших американских коллег ресурс, как нефть. Она принадлежит не вам, а сирийцам, в глазах которых действия США выглядят разбоем и грабежом. Возврат Сирии нефтяных месторождений, кстати, стал бы и реальным вкладом США в усилия по гуманитарному содействию населению этой страны.

В меру своих возможностей Россия пытается выправить ситуацию, избежать гуманитарной катастрофы и гибели населения. Благодаря подписанию 22 октября в Сочи российско-турецкого меморандума на северо-востоке Сирии ситуацию удалось взять под контроль. Российская военная полиция приступила к совместному патрулированию зоны вдоль границы, на согласованные погранпункты выставлены сирийские правительственные войска, осуществлен отвод курдских отрядов самообороны.

Теперь в том, что касается Идлибской зоны деэскалации. В прозвучавших выступлениях мы вновь не услышали или не четко услышали главного: она по-прежнему остается рассадником международного терроризма. Именно поэтому главарь ИГИЛ Абу Бакр Аль-Багдади скрывался именно в Идлибской провинции, а т.н. международная коалиция даже вынуждена была ранее нанести удары по этому району. Видим, что наши коллеги все больше убеждаются в том, что он контролируется террористами, удерживающими мирное население в качестве «живого щита».

Г-жа Председатель, 

При этом боевики продолжают провокации и обстрелы правительственных войск. Только за октябрь зафиксировано около 600 таких нападений. А 11-12 ноября был совершен один из особо крупных обстрелов н.п. Тель Турки, Мадая, Хувейн и др. на юге Идлиба. 10 ноября обстреляны жилые кварталы Алеппо, в результате которых погиб ребенок, десятки получили ранения. Имеются и сообщения о казнях, задержаниях, жестоких разгонах демонстраций простых людей, выступающих против власти террористов в Идлибе. Об этом говорил сегодня и Марк Лоукок.

За замалчиванием этих преступлений видим очередную попытку деления террористов на «хороших и плохих». Как бы ни назывались эти группировки – ИГИЛ, «Джабхат Ан-Нусра», «Хейят Тахрир Аш-Шам», мы еще раз предостерегаем от заигрывания с джихадистами в конъюнктурных целях, обеспечения им политического прикрытия, предоставления им финансовой и материальной поддержки и тем более позиционирования их в качестве «умеренных радикалов».

К сожалению, мы сегодня вновь услышали обвинения в нанесении сирийской армией и ее союзниками авиаударов по гражданским объектам в Идлибе. Как нам стало известно из других СМИ, источником этой информации вновь стали печально известные «Белые каски». Мы подробно говорили о проблеме достоверности вбрасываемых в СМИ и перекочевывающих в выступления наших коллег в СБ данных. 16 сентября мы провели подробную пресс-конференцию, в ходе которой на основе неопровержимых данных указали на то, что наиболее «резонансные», якобы имевшие место, случаи нанесения ВКС России и Сирии ударов по гражданским объектам в Идлибе на деле оказываются фальшивкой. Однако, как следует из выступлений ряда наших уважаемых коллег, эта информация была ими проигнорирована. Разумеется, гораздо удобнее рассуждать о гуманитарных проблемах в Сирии, не предпринимая действий по спасению мирных жителей от террористов.

Со своей стороны, продолжаем взаимодействие с УКГВ ООН в интересах выправления гумситуации, в том числе в интересах исправления работы механизма деконфоиктинга. О существующих проблемах в нем мы неоднократно говорили. Отрадно, что было признано наличие ошибок, надеемся, что непреднамеренных, при передаче координат и описании якобы гражданских объектов, которые на поверку оказывались базами и укрытиями боевиков. На этом фоне с удовлетворением отмечаем настрой УКГВ ООН пересмотреть методологию сбора данных по механизму деконфликтинга. Это шаг в правильном направлении. 

Разделяем высказанные сегодня опасения относительно роста террористической угрозы в различных частях Сирии, не подконтрольных пока правительству страны. Призываем тех, кто содержал и создавал тюрьмы на северо-востоке этой страны, не перекладывать на других ответственность за то, чтобы джихадисты всех мастей не разбежались по всему региону.

Г-жа Председатель,

Россия вместе с Правительством САР предпринимает меры по созданию условий для возвращения беженцев и внутренне перемещенных лиц. На сегодняшний день в родные места уже вернулось почти 2 млн. сирийских граждан, из них более 1 млн. 300 тыс. внутренне перемещенных лиц. Восстановлено 914 образовательных и 212 медицинских учреждений, строятся и восстанавливаются объекты электро- и водоснабжения, промышленные предприятия. Эти цифры служат неоспоримым доказательством эффективности предпринимаемых сирийскими властями мер в создании необходимых условий для добровольного, достойного и безопасного возвращения беженцев. Призываем международные организации, в том числе Управление ООН по делам беженцев и другие гуманитарные структуры, к активизации работы на этом направлении. К сожалению, видим, что зачастую эта деятельность искусственно тормозится.

При содействии российского Центра по примирению враждующих сторон и Правительства Сирии совместно с ООН и Международным Комитетом Красного Креста продолжаются усилия по расселению лагеря «Рукбан». Однако из-за стремления находящихся там вооруженных группировок сохранить контроль эти усилия пробуксовывают. Рассчитываем, что в ближайшее время проблема находящихся там беженцев и ВПЛ будет решена.

Что касается лагеря «Аль-Хоуль», то там обстановка по-настоящему катастрофическая в связи с ограничением доступа гуманитарных агентств и дефицитом финансирования. Все усугубилось и в связи с перемещением туда значительного числа беженцев из других лагерей на северо-востоке. Половина находящихся там людей – женщины и дети. Уже давно пора подумать о передаче незаконно занимаемой территории сирийским властям в интересах решения проблемы ВПЛ.

Актуальной остается и проблема разминирования. Приветствуем начало работы по проектам Службы ООН по разминированию в Сирии. Россия вовлечена в работу по разминированию в САР как в национальном качестве, так и через взнос в Службу. В этой связи призываем все страны, искренне заинтересованные в гуманитарном благополучии Сирии, подключиться к этой работе, а также к усилиям и на других гуманитарных направлениях и оказанию всем сирийцам гумсодействия без дискриминации, политизации и предварительных условий. Это включает в себя не только проекты по постконфликтному восстановлению страны, но и снятие односторонних санкций в интересах нормализации жизни сирийцев.

Г-жа Председатель,

В заключение хотел бы подчеркнуть, что, несмотря на различные факторы и всплески напряженности, ситуация в Сирии продолжает нормализоваться, в первую очередь благодаря постепенному переходу все бόльшей территории под контроль законного правительства. Одним из позитивных факторов стал запуск 30 октября в Женеве Конституционного комитета по Сирии. Его создание и начало работы при решающем содействии «Астанинского формата» стало безусловным достижением сирийского народа. Положительно оцениваем первый раунд межсирийского диалога, который призван определить будущее страны. Как страны-гаранты «Астанинского процесса» Россия, Турция и Иран готовы и далее оказывать содействие сирийским сторонам и Спецпосланнику Генерального секретаря ООН Г.Педерсену в поиске политического решения сирийского конфликта. Исходим из того, что ситуация «на земле» не должна влиять на работу Комитета.

Благодарю Вас.

 

Ответное слово после выступления представителя ФРГ: 

Спасибо, Кристоф. Я вижу, Вы все ещё продолжаете читать «Нью-Йорк Таймс». Мы уже давно перешли на более надежные источники информации и Вам этого же советуем. 

Как мы понимаем, board of inquiry — это внутренний инструмент ООН. Доклад будет представлен Генеральному секретарю, и ему решать, что с этим делать. Есть соответствующие процедуры, которых ГС придерживается. 

Все остальное, что Вы хотите, Вы можете услышать в наших регулярных сообщениях в СМИ, пресс-конференциях и т.д. Поверьте, они гораздо более надёжны, чем Ваши источники.